Мы обязаны беречь свою культуру сегодня, чтобы завтра передать подрастающему поколению

Вопросам заключения брака и создания семьи чеченцы, как и все другие народы, придают большое значение

 

Чеченская свадьба – это не простое торжество, а целая церемония, которая объединяет две семьи в одну. При попытке раскрыть содержание чеченского слова «доьзал» (семья) обнаруживается, что его основой служит корень «доь». По своему смыслу «доь» родственно слову «семя». В чеченском языке оно сохранилось в следующих выражениях: «доь доцуш вайна», «доьза вайна» (можно прибавить — доьналла доцуш верг) (все выражения имеют значение «пропал, не оставив семени», «не мужественный»), это означает бесследное исчезновение, после которого не остается ни малейшего следа.
Семья, по чеченским адатам, не ограничивается родителями и их детьми. Чеченская семья включает три возрастных поколения (дети, родители, дедушка с бабушкой) вместе с сестрами и братьями главы семейства, а также другими родственниками, живущими под одной крышей.
Браки в Чеченской Республике и сегодня заключаются только по взаимному желанию юноши и девушки. Это главное условие создания чеченской семьи и именно в этом состоит определяющее значение семейной традиции. Чаще всего родители и родственники невесты и жениха уже знают о возможной свадьбе.
По традициям чеченцев общение девушки с возлюбленным всегда происходит при свидетелях и потому многие, в том числе и родственники, знают об их отношениях.Только на 7-й ступени, когда юноша сообщит своим близким, что девушка дала согласие и предъявит данный ею залог, начинается свадебный марафон.
В беседе с корреспондентами газеты «Вести республики» директор центра народного творчества Рамзан Даудов рассказал, как в былые времена проводились чеченские свадьбы.

– Рамзан, расскажите, как проходил процесс знакомства, сватовства по канонам культуры чеченского народа в ранние времена?

– Браки в Чеченской Республике и сегодня заключаются только по взаимному желанию юноши и девушки. В этикете ухаживания чеченцев существуют, по утверждению этнографа С-М Хасиева семь ступеней ухаживания, и на какой стадии ухаживания они находятся, определяют особенности каждого уровня и желание самой молодой пары, соблюдая все устоявшиеся в народе своеобразия ступеней.
После того, как юноша сообщал своим родителям о выборе невесты, а это уже седьмая ступень взаимоотношений, начинался процесс сватовства. Семья жениха определяет для сватовства нескольких пожилых и уважаемых представителей. Они идут к ближайшим родственникам семьи невесты. Сваты обычно приходят не к родителям девушки, а в дом старейшины ее рода. Если хозяин посчитает нужным, он приглашает к разговору отца невесты. После того, как семья девушки дает согласие, назначается дата свадьбы.
Если же у сына нет избранницы, а по мнению родителей его пора женить, то они обращаются с просьбой к родственникам подыскать ему невесту.
«Сватовство и днем должно проходить при включенной лампе» – гласит чеченская пословица, подтверждая, особую тщательность в поиске невесты, изучая ее родословную, как со стороны матери, так и отца.

– Итак, сватовство состоялось, отец дал согласие и назначили день свадьбы, что происходило дальше, как проходила свадьба?

– На свадьбе у чеченцев обычно присутствует много народа (на свадьбу может прийти кто угодно, без всякого приглашения). Однако «вераз» — родственники, которые контролируют ход торжества и следят за порядком, должны поинтересоваться присутствием незнакомых лиц (кто и откуда этот гость), чтобы предоставить гостю подобающее место и почесть в этом торжестве.
Один из атрибутов системы нравственных ценностей чеченцев по отношению жениха является «ойхьаза ца валар» — я бы заменил это слово к1ант къайла валар или к1ант лачч1ар — (не допустить фамильярности) не позволяет ему открыто появляться на своей свадьбе при отце и других старших родственниках. Поэтому жених «скрывается», как правило, у родственников, соседей в день свадьбы, отмечая это торжество вместе со своими друзьями в отдельной комнате за накрытым столом. Ему непозволительно показываться в течение нескольких последующих суток.
Чеченская свадьба, как и другие народные обряды, выступала в своем синкретическом единстве, то есть песня, пантомима и слово, вместе взятые, создавали цельное зрелище. В таких свадебных представлениях, как «Замой» (участники свадебного кортежа), «Кирхьа дар» «Говрашхахкар» (скачки), «Нускал ц1адалдар» (ввод невесты в дом), «Нус гучу яккхар» (знакомство с невестой), «Нускал хи т1е даккхар (вывод невесты к воде), «Невцалг1а вахар»(посещение зятем родителей невесты), «Нус дец1аяхар» и других ярко проявляются особенности чеченского народного театра, выражающиеся в массовости творчества, своеобразии и многокрасочности национальной формы, широте и глубине народной фантазии.

– В последнее время среди нашего народа много свадебных нововведений, не соответствующих менталитету нашего народа, как вы относитесь к ним?

– Для начала хочу выразить слова благодарности министру культуры ЧР Айшат Кадыровой, что обратила на это внимание. Айшат Рамзановна уделяет огромное внимание сохранению и популяризации наших традиций и обычай.
По нашим традициям заключения брака требуют внесения калыма за невесту. Вот в этих понятиях и заключаются все ошибки нашего свадебного обряда. Мы должны отделить понятие «калым» от «махр или махбар». Вот об этих несоответствиях сейчас ведется и обсуждение в республике.
Выплата махра преследует иные цели, нежели калым. Во-первых, это повеление Всевышнего не является компенсацией для семьи, денежной оценкой невесты. Махр символизирует решительность мужчины вступить в брак и его серьёзное отношение к браку, умение выполнить требования и обеспечить семью. Во-вторых, махр направлен для защиты женщины в случае, если она останется без мужа. Поэтому распоряжаться имуществом или деньгами может только она, а не её семья. Итак махр является правом женщины также, как и право владения этими средствами.
Калым же является обычаем, которое отменил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), но в некоторых районах оно присутствует на сегодняшний день и выглядит оно так: «Во время женитьбы зять должен заплатить деньги тестю (или семье)». Это не имеет ничего общего с махром.
В некоторых мусульманских обществах Средней Азии, Турции, Кавказа, у правителей, богатых людей существовали гаремы и, чтобы пополнять их новыми невестами, богачи одаривали родителей девушек калымом. Эти традиции не имеют ничего общего с чеченскими, хотя некоторые элементы одаривания родственников невесты, просочились в нашу культуру. Если сравнивать махр и калым, то махр установлен канонами никаха.
Калым же понимается, как выгода с продажи. Так как нельзя продать свободного человека, эти деньги нельзя получать за свою дочь. По сути это является взяткой, а это грех. В наше время, жадные до денег и не знающие религию отцы, берут калым, представляя это, как махр. Калым не является махром.
Надо отдать должное нашим религиозным деятелям, которые регулировали и информировали о махр всегда, даже в постсоветское время был определен махр в каждом селе районе. Такие требования существуют и в наше время.
Кто хочет следовать по пути Всевышнего и боится ЕГО, может в любое время спросить у муфтия или кадия села. И они поведают об установленных требованиях по сумме или имуществу махра.

Невеста приносит в дом жениха и приданое. Приданое, так же, как и калым, имеет сложный состав и включает в себя не только личные вещи невесты, но и подарки, которые она раздает родственникам мужа (по желанию). А нововведения, чтобы свекрови дарили короны, кольца, цветы, такого в нашей традиционно-обрядовой культуре никогда не было.
В день свадьбы за невестой отправляется свадебный кортеж – «замой», в число которого входят, наряду с родственниками, друзья жениха. Родители жениха за невестой не едут, они дожидаются дома возвращения свадебного кортежа. Заблаговременно определяется состав участников «замой», которые поедут за невестой, а затем примут активное участие во всех свадебных обрядах. Это в основном молодёжь из числа родственников и их семей «захалаш» (сватов).
В подготовке невесты к свадьбе участвуют снохи, сестры, подружки. Особенно тщательно готовят наряд невесты (г1абли).
О готовности невесты к выходу из дома сообщают старшему кортежа. Последний отдает распоряжение вывести невесту из дома. По дороге к дому невесты и обратно свадебный кортеж часто останавливается для танцев, молодёжь веселится, а гармошка и бубен не смолкают. Молодые наездники «динбере» берут «кирхьа» и скачут в дом жениха с радостной вестью. Кирхьу должен привезти наездник, опередив других участников конных состязаний, соответственно он и его конь заслуживают подарки за желанное сообщение о выезде кортежа из дома невесты. Раньше джигиты, участники свадебного кортежа, показывали свое искусство в стрельбе, фехтовании и джигитовке. При выезде свадебного кортежа односельчане невесты могут задержать его, раскинув бурку, например, и взять выкуп. Выкуп берется также при выводе невесты из ее родительского дома (не1 лацар – буквально «держать дверь»).

– А как свекровь встречала невесту, дарила ли подарки?

– Когда свадебный поезд подъезжает к дому жениха, все гости выходят его встречать. Мать жениха осыпает невесту сладостями (лучше воздержаться от излишеств и угостить невесту куском сахара или конфеты, не разбрасывая благодать Всевышнего), этим обрядом символически желая невесте сладкой жизни. Помещают ее, одетую в свадебное платье, на почетное место в комнате.
Затем невесте дают ребенка (обычно сына первенца почетных родственников) с пожеланиями, чтобы у невесты были только сыновья. При вводе невесты в дом у порога кладут веник с истангом (войлочный ковер), которые невеста должна аккуратно убрать с дороги. По мнению чеченцев, невеста не должна перешагнуть через них. Раньше же к ногам невесты бросали бурку.
После этих церемоний начинается свадьба, с танцами и обильным угощением. Конечно же, гостей угощают обильно и вкусно приготовленной едой, но они не засиживаются за столами, ибо главные события и основное веселье происходят на танцевальном свадебном кругу. Свадьба продолжается трое суток. Приходят родственники и односельчане. У чеченцев приходят на свадьбу все желающие. Распорядителем на свадьбе и тамадой выступает избранный «инарла» – синоним в понятии чеченцев – генерал. Музыка звучит на протяжении свадьбы, для чего приглашаются гармонисты, бубнисты, или играющие на зурне (пондарча, вотанча, зурманча).

– А как проходил сам ловзар, расскажите про «хелхар» танец?

– На свадьбе большую роль играют помощники «инарла» – Г1овс — г1оьнча и распорядитель («човс»), который следит, чтобы танцующие юноши соблюдали очередь, вызывает для танца понравившуюся юноше девушку и поддерживает порядок среди танцующих. От его ума, энергичности и мастерства во многом зависит, как пройдет свадьба. Установление очереди и поддержание общего порядка имеет своей целью предоставить возможность станцевать каждому желающему.
Аристократизм и горделивая пластика движений чеченского танца «хелхар» – очень красивое зрелище. В отличие от соседних народов, чеченцы не имеют ни массовых, ни контактных танцев. В танцевальном кругу находится лишь одна пара, остальные в качестве зрителей поддерживают их ритмичным хлопаньем в ладоши.
О древности этого танца свидетельствует много разных мифов и легенд. Однозначно то, что мужчина в танце, как и в жизни, является ведущим и главным сопровождающим свою избранницу, указывая ее в нужное направление, оберегая ее от опасностей, проявляя заботу и уважение девушке, как будущей хозяйке «ц1инан кхерч» — семейного очага. Мужчина начинает и заканчивает танец.
Танец начинается с того, что юноша и девушка одновременно с противоположных концов праздничного круга начинают движение по часовой стрелке и, постепенно сужая его, закручивают спираль. Затем они раскручивают эту спираль, но при движении обратно юноша становится за спиной девушки и пассивно следует за ней. И только в конце танцевального цикла девушка приобретает свободу. Право закончить танец у чеченцев принадлежит девушке. Когда девушка, закончив танцевать, вернется на свое место.

Несмотря на единый рисунок танца и общие для всех элементы – танцевальный шаг, движение по кругу – каждый танцующий юноша должен достичь одной цели: весь его танец, каждое движение должны быть наполнены достоинством и высокой культурой; он не должен допустить чего-либо недостойного. Особенно следует остерегаться прикосновения к девушке, пусть даже и случайного.

– Расскажите про традицию «мотт бастийтар» развязывание языка?

– Друзья жениха, родственники дают деньги невесте при свадебном обряде «мотт бастийтар» («развязать язык»). Для этого невесту просят принести воды, а потом спрашивают дозволения попить, с таким намерением, чтобы она с ними заговорила. Затем она, без лишней спешки, произносит одну или две фразы (многословие девушки и, тем более, невесты – признак нескромности), то есть «разрешает» выпить воду. Присутствующие благодарят ее, кладут на чашу деньги и желают ей всего наилучшего, счастья будущей семье, детям, родственникам. При этом с невестой шутят, высказывая ей комплименты о ее внешности, характере.

То, что невесте развязывают язык посредством воды, как и тот факт, что первое свидание и предложение замужества также происходило у воды (возле сельского родника), для чеченцев сакрально. Поскольку питьевая вода должна содержаться в особой чистоте, то данный обычай символизирует, что отношения снохи с ее родственниками должны быть «чистыми и прозрачными». Смысл же соблюдения обычая молчания невесты в том, что, входя в новую семью, она как бы «отказывается» от обычаев, норм поведения, оборотов речи, принятых в доме ее отца, и демонстрирует готовность принять обычаи и нормы поведения в доме ее мужа.

– Напоследок, что бы вы хотели сказать нашему народу?

– Я обращаюсь к нашему народу с просьбой сохранить наши традиции и обычаи и не перенимать культуру других народов, потому что истинный народ их не примет, а народ, принявший эти чуждые традиции, перестанет быть настоящими чеченцами. Я надеюсь, что после проведенной работы по разъяснению по инициативе министра культуры ЧР Айшат Рамзановны «наши люди» вайнахи будут проводить свадьбы в рамках национальных традиций и обычаев. Мы обязаны беречь свою культуру, чтобы завтра это передать подрастающему поколению.
Чеченцам всегда была присуще сдержанность во всех проявлениях: в разговоре, трапезе в одежде, в шутке, в поведении, в обществе. Это отмечали выдающиеся деятели культуры и искусства с мировыми именами такие как: Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.И. Солженицын.
Даже в национальной традиции есть упоминание, что чеченец должен быть сдержанным и уважительным по отношению к самому себе, если он даже один в помещении. Это уважительное отношение и самоконтроль своей души по отношению к своему телу, его соблазнам.
Мой отец передавал мне напутственные слова своих предков: «Вехаш ву-кха шен синах дог ца кхаьрдаш волу стаг» – Богат тот человек, душа которого не стыдится за свои поступки.
Не совершайте ошибки, за которых вам придется отвечать перед Всевышним, а может быть и своей совестью.
Соблюдайте обычаи и их требования, веками сохраненными нашими дедами и прадедами, это украсит наш народ, наши обычаи и сделает нас едиными и сплоченными.

– Благодарим за беседу!

 

Рамзан Абубакаров

Алет Нунаева

№63 (3456)