Научно-практическая конференция Росавтодора: импортозамещение, кадровые вопросы и дорожные работы в криолитозоне

Мониторинг состояния федеральных автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты, инновационную деятельность, стимулирование импортозамещения в дорожной отрасли, а также подготовку новых кадров для дорожно-транспортного комплекса обсудили 22 июня участники научно-практической конференции Росавтодора «Год качества в дорожной отрасли. Передовые решения и новейшие технологии в области дорожного строительства».

В мероприятии под председательством руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, а также начальники Управлений Росавтодора и подведомственных казенных учреждений (ФКУ), представители крупнейших профильных вузов и отраслевых компаний. Модератором конференции выступил президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров.

В своём приветственном слове Роман Новиков сделал акцент на важности проведения подобных дискуссий особенно в свете тех новых вызовов, которые стоят перед отраслью: «Основные задачи, которые перед нами стоят, – это, прежде всего, выполнение показателей нормативного состояния автомобильных дорог – 50 % для региональной сети и 85 % для федеральной. Кроме того, у нас появились новые задачи, которые утверждены 20 июня распоряжением Правительства РФ. Напомню, что речь идёт о новом пятилетнем плане дорожной деятельности, который предусматривает работу по приведению в нормативное состояние 85 % дорог опорной сети. Ее протяженность более 138 тыс. км, из которых 63 тыс. км – это федеральные дороги, остальные – региональные и межмуниципальные. Эти трассы обеспечивают транзитный потенциал нашей страны в рамках основного транспортного спроса и являются основой для Транспортной стратегии до 2030 года, разработанной Министерством транспорта РФ».

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев также отметил необходимость взаимной коммуникаций для решения ключевых государственных задач: «Жизнь сейчас требует нового подхода, новых моделей действий, жизнь настоятельно требует умения работать в команде, умения слышать оппонента, садиться за один стол и вырабатывать оптимальные решения, в том числе для развития дорожной отрасли страны».
«Президентом перед нами также поставлена ответственная задача по расширению транспортных коридоров, развитию дорожной сети по всей стране. Безусловно, мы при выполнении этой задачи будем преодолевать все возникшие трудности и наращивать в дальнейшем темпы дорожного строительства. При этом мы прекрасно понимаем, что важные объекты находятся не только на федеральной сети, но в городских агломерациях. У нас, например, существует отдельная Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока. Транспортной инфраструктуре в ней отводится ключевая роль. И подобных значимых программ много, и важно их друг с другом грамотно синхронизовать», –отметил в свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественными отношениям Сергей Тен.

Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов посвятил своё выступление вопросу инноваций и значимости их внедрения в дорожную отрасль: «Это основное направление нашего развития. Сейчас Минтранс готовит законопроект, который в ближайшие месяцы должен быть вынесен на обсуждение в дорожном сообществе. Мы планируем закрепить такие понятия и критерии, как новые, инновационные и наилучшие продукции или технологии, а также закрепить нормативы финансовых затрат на проведение различных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме того, установим порядок применения инновационных технологий на дорогах. Особенно это актуально в тех случаях, когда на такие технологии ещё нет стандартов. Полагаю, что эти меры положительно скажутся на отрасли в целом».

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников акцентировал внимание участников конференции на важности контроля за выполнением дорожных работ. «В Новосибирской области мы начали плотно взаимодействовать с подрядчиками, региональными и муниципальными заказчиками по вопросу применения современных прогрессивных материалов и конструктивных решений. Одновременно с этим стали настаивать, чтобы это находило отражение в условиях гарантий. Кроме того, ужесточили контроль на промежуточных операциях. Мы полностью поддерживаем идею о полном строительном контроле. Причём в этих контрольных мероприятиях необходимо участие самих заказчиков. На всех этапах – от проверки запасов инертных материалов перед началом дорожно-строительного сезона до проверки результатов испытаний образцов. Следующий шаг, который хотим предпринять, – это предложить подрядчикам вместе с заказчиками участвовать в разборе гарантийных случаев. Всё это в совокупности, уверен, приведёт к значительным результатам. И самое главное – не исключит повсеместное внедрение современных, прогрессивных технологий», – прокомментировал глава региона.

Серьёзную дискуссию вызвало выступление по видеоконференцсвязи заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Олега Ступникова, посвященное стимулированию импортозамещения в дорожной отрасли: «В условиях внешнего санкционного давления перед нашим государством стоит задача достижения технологического суверенитета, включая развитие производства дорожно-строительной техники. Росавтодором в рамках работы в межведомственной рабочей группе совместно с подрядными организациями сформирован и доведен до производителей перечень основных дефектов, а также предложения по модернизации техники, подготовленные на основании данных по эксплуатации на объектах строительства. Также доведена информация о возможных местах открытия дополнительных дилерских центров. Результатом проведенной работы является обратная связь от ряда производителей об учете собранных данных при выпуске техники. Основная цель – повысить конкурентоспособность и готовность оперативной работы с потребителями отечественной техники».

Кроме того, ведомством совместно с производителями данной техники прорабатывается комплекс мер, реализация которых позволит расширить производства и наладить новые линейки выпускаемой продукции. В частности, как отметил Олег Ступников, важно наладить выпуск дорожных фрез, антисегрегационных перегружателей и ресайклеров.
Одной из важных тем научно-практической конференции стало проведение дорожных работ на территории распространения многолетнемерзлых грунтов. Так, начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец рассказал о мероприятиях по организации мониторинга состояния участков федеральных трасс. Цель такой работы ‒ отследить климатические изменения в районах вечной мерзлоты и возникающие вследствие этого деформации. В прошлом году Росавтодором была утверждена дорожная карта по этому направлению деятельности. Она предусматривает создание системы контроля инженерно-геокриологических условий, которая должна включать мониторинговые стационарные посты и устройства, размещаемые на ключевых участках. Это позволит создать современную систему мониторинга, накопить массив данных, анализ которых будет способствовать переходу на новый уровень проектирования, строительства и эксплуатации транспортных объектов в криолитозоне. Кроме того, в условиях глобального потепления полученная информация поможет в развитии Арктической зоны Российской Федерации. По словам Сергея Гошовца, организация работы требовала синхронного выполнения научных исследований и создания опытных мониторинговых постов. Процесс еще не завершен, однако уже можно констатировать, что Росавтодор и подведомственные учреждения успешно справляются с данной задачей.

Доклад об опыте проведения работ по стабилизации земляного полотна и предотвращению оттаивания льдистых многолетнемерзлых грунтов представил главный инженер ФКУ ДСД «Дальний Восток» Виктор Тимонов. В частности, были упомянуты участки трассы Р-504 «Колыма», на которых наблюдались процессы деформации земляного полотна. Для устранения развития и предотвращения возникновения подобных дефектов специалисты провели работы по устройству прижимных берм каменной наброской высотой 2 метра и толщиной 1 метр с укладкой геотекстиля. Данные бермы устраиваются в местах просадок земляного полотна на откосах существующей насыпи. Кроме того, применялась дренажная система вертикальных дрен диаметром 30 см, заполненных дренирующим материалом. Отвод поверхностных вод на откосы земляного полотна осуществлялся через устроенную гофрированную перфорированную трубу диаметром 20 см.
Сразу несколько важных докладов на научно-практическом семинаре были посвящены развитию системы профессионального образования работников дорожной отрасли. Так, по словам и.о. ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Дмитрия Ефименко, в современном, динамично изменяющемся мире в такой высокотехнологичной отрасли, как дорожное строительство, понятие «обучение» становится непрерывным. «Необходимо повышать свою квалификацию, постоянно расти как профессионал, чтобы соответствовать всем актуальным запросам времени. И самое главное – этот запрос на порядок превышает предложение, то есть существующий объём выпускаемых из вузов специалистов», – резюмировал спикер.

О программах профессионального обучения рассказал ректор Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ) Александр Жигадло: «Благодаря участию университета в федеральной программе «Новые возможности для каждого» осуществлена подготовка более 2 000 обучающихся по 10 программам дополнительного образования разной направленности, при этом по дорожному образованию обучение прошли более 500 человек. На мой взгляд, сейчас необходимо максимально оперативно в мобилизационном режиме принять вызов и закрыть кадровую потребность, особенно по критическим технологиям, связанным с цифровизацией отрасли и развитием новых материалов и технологий производства работ. Кроме того, необходимо обеспечить бесшовный переход на отечественные разработки. Речь здесь идет не о пересмотре формальных требований к результатам обучения, а о полной инвентаризации задач университета. Такая ревизия призвана обеспечить эффективность использования государственных ресурсов в новых условиях».

Об участии подведомственных Росавтодору учреждений в подготовке дорожных специалистов рассказал начальник ФКУ Упрдор «Вилюй» Николай Андреев. По его мнению, для решения проблемы кадрового обеспечения предприятий дорожной отрасли, например, необходимо актуализировать образовательные программы и учебные планы с учетом современных стандартов, а также усовершенствовать техническую базу образовательных учреждений современной дорожной техникой и оборудованием.

Алет Нунаева