На Сибирском транспортном форуме обсудили стратегический подход к повышению качества дорожной сети регионов

В Новосибирске на площадке IX Международного сибирского транспортного форума под председательством руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова прошла научно-практическая конференция «Год качества в дорожной отрасли: передовые решения и новейшие технологии в области дорожного строительства».

В мероприятии приняли участие – помощник Президента РФ Игорь Левитин, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, губернатор Новосибирской области Андрей Травников, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, а также представители Росавтодора и подведомственных организаций, ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», ФАУ «РОСДОРНИИ» и региональных проектных офисов.

В режиме видеоконференцсвязи к дискуссии присоединился директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Андрей Шилов.

Одними из ключевых тем обсуждения стали влияние национального проекта «Безопасные качественные дороги» на улучшение состояния дорожной сети в регионах страны и обновленная система качества организации работ при планировании и реализации объектов нацпроекта.

С приветственным словом к участникам научно-практической конференции обратился Игорь Левитин, который подчеркнул, что основной повесткой в сфере дорожно-транспортного комплекса является реализация плана дорожного строительства на 2023–2027 годы, одобренного Президентом РФ в начале июня. На эти мероприятия направят 13,2 трлн рублей. Говоря об исполнении дорожных программ в стране, Игорь Левитин отметил, что за последнее время в этом направлении сделан прорыв.

«Если в 2005 году только 37 процентов федеральных трасс были в нормативном состоянии, за эти годы мы добились того, что сегодня 85% этих дорог в нормативном состоянии. Хочу поблагодарить вас, вы сделали очень большое дело. Но теперь появилась опорная дорожная сеть, куда войдут и региональные дороги. Несмотря на то, что эти дороги имеют региональное значение, их показатель будет тоже 85 процентов нормативного состояния. Нам нельзя забывать о региональных дорогах, показатель которых 50%. Здесь важно сделать грамотный расчет, важно совместить дорожное строительство, жилищное строительство, общественные пространства, общественный транспорт», — сказал Игорь Левитин.

Роман Новиков поблагодарил губернатора Новосибирской области Андрея Травникова за приглашение принять участие в Сибирском транспортном форуме и отметил, что те задачи, которые сейчас стоят перед дорожным хозяйством, очень важно обсуждать в подобном формате. Также глава Росавтодора напомнил, что 2022 год объявлен Годом качества в дорожном хозяйстве, и этому вопросу нужно уделять особое внимание.

О стратегическом подходе к улучшению дорожной сети регионов в ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. По его словам, одной из главных целей нацпроекта является обеспечение транспортной доступности населенных пунктов, для этого в регионах страны ежегодно проводятся масштабные работы. В целом за три года в 84 субъектах Российской Федерации привели в нормативное состояние около 50 тыс. км дорожной сети.

В текущем году перед дорожниками поставлены не менее масштабные задачи, чем в предыдущем году. В рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» работы пройдут на 5 тыс. объектов. К нормативу будут приведены порядка 15 тыс. км региональных и местных дорог. На эти цели предусмотрено финансирование в размере 366,4 млрд рублей, из которых 136,7 млрд ― средства федерального бюджета.

«На сегодняшний день выполнено 17,75% укладки верхних слоев дорожных покрытий, процент кассового исполнения составляет 24%», — подчеркнул Игорь Костюченко.
Отдельное внимание в этом году уделяется приведению в нормативное состояние искусственных сооружений. Так, к концу 2022 года в регионах планируется провести работы на 482 мостовых сооружениях общей протяженностью 37 км. На эти цели планируется направить 32,4 млрд рублей, из которых 21,5 млрд рублей — средства федеральной поддержки.

Игорь Костюченко отметил, что, говоря о качестве, особое внимание следует уделять не только дорожным работам, но и всем производственным процессам.

«Мы квалифицируем термин «качество» не только как ту работу, которая ведется на местах. Качество — это совершенствование существующей системы управления, качество — это алгоритм принятия управленческих решений, качество — это производственная и финансовая дисциплина», — добавил он.

Также заместитель руководителя Федерального дорожного агентства еще раз обратил внимание на амбициозную задачу по реализации пятилетнего плана дорожного строительства. Он дал поручение регионам до сентября подготовить детальный план дорожного строительства на ближайшую пятилетку, при этом большое значение следует уделить составлению программ по развитию опорной сети.

В формировании программы принимали участие не только работники Федерального дорожного агентства, но и широкий круг специалистов отраслевого сообщества.

Основные цели программы — обеспечение качественного своевременного формирования планов дорожной деятельности в регионах на основании достоверных данных о транспортно-эксплуатационном состоянии автодорог, повышение качества планирования работ, своевременность заключения госконтрактов с соблюдением нормативных правовых актов и требований нормативно-технической документации, а также повышение качества выполняемых работ и уровня безопасности дорожного движения на объектах. Кроме того, важно обеспечить необходимый уровень эксплуатации приведенных в нормативное состояние дорог с целью сохранения их состояния.
Также в ходе мероприятия участники рассмотрели вопросы организации общественного контроля в ходе реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Так, на сегодняшний день сформирован пул лидеров общественного мнения, в котором состоит порядка 500 человек из 84 регионов. Они участвуют в различных мероприятиях на всех этапах реализации нацпроекта. В частности, жители регионов могут принимать участие в выборе объектов нацпроекта — это может быть голосование в официальных сообществах региональных проектных офисов в социальных сетях, на сайтах администраций городов и регионов, а также общественные обсуждения. На базе региональных дорожных министерств и ведомств ежегодно проводят обучающие семинары общественных контролеров. Полученные на семинарах знания общественные контролеры имеют возможность применить в ходе инспекционных проверок на объектах нацпроекта. Также общественные контролеры задействованы в приемке готовых объектов нацпроекта.

С целью вовлечения населения в реализацию проекта была создана система учета общественного мнения. Жители могут оставлять свои обращения на официальном интернет-ресурсе нацпроекта, в сообществе проекта в социальных сетях, а также на портале «Карта убитых дорог» Общероссийского народного фронта. Всего за три года реализации нацпроекта только по основным каналам связи от граждан поступило более 26 тыс. обращений.

Отметим, благодаря проводимой работе национальный проект «Безопасные качественные дороги» обеспечил устойчивое развитие дорожного хозяйства России: согласно результатам опроса, проведенным ВЦИОМ в конце 2021 года, 49 % жителей российских регионов удовлетворены качеством и доступностью автомобильных дорог в стране, а также отмечают улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры.

 

Алет Нунаева