Нам нужна сплачивающая идея

В одном из своих выступлений В.В.Путин определил, что основной идеей воспитания молодого поколения в современной России должна стать идея патриотизма

 

Представители старших поколений российских граждан знают, насколько идеологически мотивировано было в прошлые годы любое политическое, экономическое или социальное движение в нашей стране. Советский Союз, по сути, и достиг таких высот в своем развитии, несмотря на очень продолжительные периоды разрухи и выпавших на долю людей испытаний, потому что мог мобилизовать своих граждан на великие, без преувеличения, дела, и делал это в высшей степени искусно, просто филигранно.

С первых лет после Гражданской войны страна столкнулась с такими трудностями, что сподвигнуть на восстановление народного хозяйства миллионы мятущихся в политическом межсезонье людей можно было, только основательно подпитав их сильными и, главное, действенными патриотическими призывами. И на это был пущен весь идеологический потенциал, накопившийся за победоносные годы революции и борьбы за сохранение ее завоеваний. То, что это было сделано в высшей степени успешно, признают даже самые ярые противники социалистической формации.
Это воодушевление распространилось в последующие годы на процессы индустриализации, ставшие основой,обеспечившей Советскому Союзу победу над гитлеровской Германией, на которую работала вся Европа.

Очень часто при сопоставлении уровней патриотических воодушевлений былого и нынешнего обществ нашей страны выводы делаются далеко не в пользу представителей нашего времени. Это касается сравнений как и с советским обществом времен первых пятилеток, Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства, так и с дореволюционным прошлым России, когда понятие «Родина» возводилось чуть ли не на сакральный уровень.
А чем, собственно, люди тех лет отличались от нынешних наших сограждан? Ответ на этот вопрос предельно прост: они жили в обществах, которые были сцементированы идеологией, признанной большинством, а потому понятной и востребованной. В первые годы советской власти при всей своей, казалось бы, неопытности новоиспеченные наркомы всех направлений сохранили в народе практически все старые идеологические аксиомы дореволюционной России, наполнив их новым революционным содержанием. Результат, как мы помним, превзошел все ожидания. Незыблемость идеологических массивов, обеспечивавших сплоченность общества, при советском строе сохранялась вплоть до того времени, когда к власти начали приходить те управленцы, которые не участвовали в революционном переделе страны в первых десятилетиях ХХ века.

В дореволюционный период весь российский социум, начиная от крестьян и заканчивая интеллектуальной элитой, был одержим верой в исключительную роль России в развитии человеческой цивилизации. В советское время была другая идея – идея светлого коммунистического будущего, причем не только в отношении нашего государства, а всего человечества, а это, по сути, та же вера в свою исключительную цивилизационную миссию. Вспомним очерки этнической истории Льва Гумилева «От Руси к России»: «Прав был наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский, отметивший, что если у французов есть гордость, любовь к изяществу, у испанцев – ревность, у англичан – честность и дотошность, у немцев – аккуратность, то у русских есть умение понимать и принимать все другие народы».Ту же идеологическую нить мы видим в творчестве поэтов Серебряного века, в частности Александра Блока. Все, что хоть в какой-то мере могло воздействовать на некое отдельное сообщество или весь социум в целом, выстраивалось в кильватере главной идеи. Этим идеологиям служили все направления культуры: поэзия, проза, живопись, сценическое искусство, даже политика и экономика.
Справедливости ради стоит отметить, что идея своей исключительной роли в развитии человечества присуща всем империям: Великобритании (вспомним «Бремя белых» Киплинга), персидскому миру («Шах-наме» великого Фирдоуси) и проч.

Все это успешно формировало в сознании людей необходимые ценности, систему взглядов и нормы поведения, то есть создавало и поддерживало в обществе ориентиры для его целенаправленного развития.
Однако работало все это до тех пор, пока структурам, призванным проводить идеологическую работу, удавалось сохранять идентичность провозглашаемых ориентиров и личностных целей граждан. Как только стремления основной массы общества стали существенно отличаться от насаждаемых сверху ценностей, то и степень воздействия этих ценностей на людей очень быстро сошла на нет.
Псевдодемократия, провозглашенная в 90-х годах на обломках советского государства, первым делом взялась за уничтожение идеологических установок, которые в тот период стараниями горбачевского перестроечного угара были сведены к виду обветшалой бутафории. И к началу 2000-х у подавляющего большинства советских граждан от былого социалистического сознания не осталось и следа. Идеология обогащения любой ценой захлестнула всю огромную территорию некогда великой державы.

Идеологические проплешины стали все явственнее проявляться по мере того, как люди начали понимать, что обещанное реформаторами капиталистическое процветание ограничилось относительно немногочисленным кругом лиц, состоящем из государственных чиновников и нуворишей.
Оказалось, что при провозглашенных в горбачевские и ельцинские годы принципах нажить большие богатства можно, а вот оправдать их вызывающие размеры, равно как и методы их добывания, ни перед своей совестью, ни перед людским судом не получается. И в глубинах сознания российского общества, смоделированного из гремучей смеси бывшего советского патриотизма и новой волны космополитизма, появились ростки недовольства – основы зреющего протеста.
Причина одна – отсутствие сплачивающей людей идеологии.

Уже в наши годы, в одном из своих выступлений последних лет президент В.В.Путин определил, что основной идеей воспитания молодого поколения в современной России должна стать идея патриотизма. Вряд ли кто усомнится в том, что это стоящая идея. Но эту установку (при условии, что ее действительно хотят поднять до уровня национальной или государственной идеологии) должны поддержать все структуры, хоть в какой-то мере касающиеся формирования общественного сознания. И это, без сомнения, необходимое условие для того, чтобы идея патриотизма стала действительным фоном всех процессов государственного и общественного развития. А, судя по нашей повседневной жизни, этого не видно: центральные телевизионные каналы, как и раньше, заняты сомнительными шоу или голливудскими фильмами – не всегда, кстати, первосортными, а процент весомых отечественных произведений в литературе и театральном искусстве оставляет желать лучшего и т.д.

Все мы свидетели того, что Запад, спохватившись от мысли, что впервые за время после развала Советского Союза Россия заявила о себе как об амбициозном, восстанавливающем свои былые позиции государстве, давит на нас по всем экономическим и политическим фронтам. Причем активизированы как внешние, так и внутренние силы, работающие на интересы Запада. В этих условиях никто не сомневается, что вопросы идеологического сплочения имеют первостепенное значение. Требуется обоснованная концепция, способная инициировать создание национальной идеи в России, которая мобилизовала бы все политические, экономические и социальные силы для того, чтобы в первую очередь устоять перед натиском прозападных сил, а затем обеспечила бы устойчивое эволюционное развитие. Это особенно важно в деле воспитания молодого поколения.
Запад уже многие годы усиленно работает над тем, чтобы удалить из нашего менталитета все, что еще осталось в виде отголосков великих эпох предвоенного строительства, Отечественной войны и восстановления страны после Победы.
Броско, красочно оформленные по западному рецепту сегодняшние телевизионные шоу, литература, кино и многое другое старательно, шаг за шагом заслоняют от нас российскую литературную классику, патриотическое искусство и достижения отечественной науки прошлых лет. И совершенно очевидно, что те государственные деятели, которые в 90-х годах целенаправленно лишали финансовой подпитки структуры, призванные поддерживать культуру, науку, искусство и просвещение, работали на Запад.

Да и сегодня, под видом свободы творчества, наряду с серьезными материалами на страницы и экраны средств массовой информации выплескивается самый низкопробный негатив, где авторы очень часто делают ставку на откровенных любителей «жареных фактов» и тех, кто не прочь покопаться в чужом «грязном белье». Достаточно вспомнить, как на центральных каналах в часы, которые телевизионщики называют прайм-тайм, т.е. в самое дорогое эфирное время, когда у телевизоров собирается максимальное количество зрителей, идут ток-шоу, где на всю страну разбираются семейные передряги так называемых «светских львов и львиц», а иногда и вовсе граждан крайне сомнительного вида. Демонстрируются ситуации и взаимоотношения между людьми, не способные вызвать никакие другие чувства, кроме стыда и отвращения. Никак иначе как обыкновенными сплетнями самого низкого пошиба эти передачи назвать невозможно. Ни один уважающий себя человек подобное смотреть не будет. Кроме всего прочего, авторы этих разрекламированных шоу не могут не понимать, что у зрителя из отдаленных окраин нашей страны на основе героев этих настойчиво навязываемых зрителю передач формируется вполне определенный образ представителя тех или иных народов, что по обсуждаемым ситуациям и по поведению участников судят о культурном уровне этих народов, а то и обо всем нашем обществе. Опускать культурную планку ведущих телеканалов страны до уровня любителей подсматривать за соседями в замочную скважину – просто безответственно, если не преступно.

Есть, конечно, коммерческая сторона, когда телевидению необходимо зарабатывать деньги для иных благих целей, но вот почему-то все больше крепнет убеждение, что в таких вопросах поговорка «деньги не пахнут» совсем неуместна. Мы – многонациональная страна, где каждый должен знать и ценить культуру всех народов великого содружества. Эту многогранную культуру надо развивать и распространять,
И руководители каналов обязаны думать о нравственной ответственности перед людьми и своих структур, и своих работников. О каком уважении и о каком воспитании может идти речь, когда на всеобщее обозрение выставляются такие пороки, которые порой невозможно соотнести даже с элементарной психической адекватностью.

День ото дня становится ясней, что Россия в качестве великой державы совершенно неприемлема для Европы и Америки. Смена политической формации в 90-х годах прошлого века – это была не попытка переориентировать экономику нашей страны с целью принятия нас в теплые объятия капиталистического процветания. Это была программа по разрушению наших экономических и культурных основ до той степени, чтобы мы больше никогда не смогли составить им конкуренцию. И, конечно же, если мы сегодня заявляем о своих намерениях на возвращение былых позиций, это никак не может устроить наших западных «друзей».

Значит, пришло время, когда мы должны ответить себе на вопрос: в каком направлении мы собираемся двигаться и кем мы хотим быть.
Россия – многонациональная страна с великим прошлым, и первостепенную важность имеет интернациональное воспитание молодежи. Без знания культуры других народов, без уважения к обычаям и нравам представителей других национальностей невозможно рассчитывать на чужое уважительное отношение к своим обычаям и к своей культуре. Пропаганда духовных ценностей своего народа должна сочетаться с подчеркнутым уважением к чужим ценностям. Иначе мы рискуем вновь оказаться в плену националистического угара, спровоцировавшего разрушительный процесс в нашей республике в 90-х годах.
Мы хорошо помним это время, когда под маркой патриотизма провозглашались лозунги, призывающие к конфронтации со всеми, чье мировоззрение не укладывалось в закостенелые рамки средневекового мышления. И эта идеология на фоне процветающего криминала и религиозного экстремизма очень быстро завладела тогда умами части нашей молодежи. И только решительные шаги Администрации ЧР во главе с Ахматом-Хаджи Кадыровым в начале 2000-х годов по ликвидации идеологических перекосов положили начало бескомпромиссной борьбе за внедрение в общественное сознание идеалов дружбы и межнационального согласия. Вот уже два с лишним десятилетия Чеченская Республика не знает межэтнической розни и продолжает формирование культурного пространства, настроенного на интеграцию в российскую многонациональную культуру.

В советские годы школьные программы предусматривали целенаправленное изучение многонациональной культуры страны. Мы знали национальных героев практически всех народов Советского Союза, в той или иной мере были знакомы с основами их культур. И вполне естественно, что, с детства воспитанные таким образом мы воспринимали национальных героев любого народа страны как достояние своего собственного народа. И неизменно, вольно или невольно продемонстрировав свои знания о культуре народа, на территории которого мы оказывались в те годы, и тем самым проявив уважение к этому народу, мы приобретали ту нравственную основу, на которой рождалось уважение к нам самим.
Мы – граждане великой страны, которая объединяет огромное количество народов. И у каждого свои особенности, свои достоинства и, возможно, свои издержки и пережитки. Есть нелицеприятная истина, которую часто используют те, кто хочет внести рознь между народами: там, где есть различия, всегда найдется место для разногласий.
А для того, чтобы эти люди не смогли воспользоваться этой уязвимостью нашего многонационального общества, нужна сплачивающая идея. И не только просто провозглашенная, а развитая и поддерживаемая на государственном уровне.

 

 

Муса Магомадов

№85 (3378)