Чеченскому государственному драматическому театру имени Х.Нурадилова – 90 лет

Впервые предстояло на профессиональном уровне подготовить юношей и девушек с сознанием того, что они составят первую национальную студию

 

Чечено-ингушские студийцы, приехавшие обучаться актерскому мастерству в Грузию, в театр имени Ш. Руставели в Тбилиси, были одержимы великим желанием преуспеть в этой великой и чудесной науке – Театре, воспитателе и школе жизни.

Благоговейно вдыхали они сам воздух этого театра, где царил величественный дух Мастера – благороднейшего Сандро Ахметели, его непререкаемый авторитет. По воспоминаниям студийцев, С.Ахметели был горд и чист духом и сердцем. Театр считал храмом и учил каждого, кто отваживался стать его служителем, проверять себя тайной сцены, быть достойным святых стен обители искусства. Уметь «обмануть» зрителя высшей жгучей правдой, чтобы, идя домой после трагического ли, сатирического ли спектакля, человек думал: «Как жаль, что этого нет в жизни». И не прощал никому, если этими постулатами пренебрегали. Однажды сам Берия вмешался в его решение наказать уронивших честь театра актеров. Ахметели пошел против страшного в своей мстительности наркома госбезопасности. Чем это кончилось, известно. Каины не прощают нравственного над собой превосходства. И Сандро Ахметели, и жена его, прекрасная Тамара Цулукидзе, были репрессированы (С.Ахметели был расстрелян в 1937 году, а жена его провела 10 лет в лагерях). Но высокий дух их живет в последователях и воспитанниках святым почитанием и самоотверженной преданностью искусству: 25 счастливчиков из Чечено-Ингушетии, среди которых были Билал Саидов, Хава Хакишева, Яраги Зубайраев, Идрис Базоркин, Мовждин Бадуев, И. Курумов.

Одним из самых молодых «грузинских» студийцев был Хасан Кантаевич Шоипов, будущий директор Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Во время учебы в Тбилиси ему и вручили паспорт, документ о совершеннолетии.
Студийцы из Чечено-Ингушетии учились яростно, влюбленно и за три года прошли положенный четырехгодичный курс обучения. Три года, проведенные в Тбилиси, были и трудными, и счастливыми. Но надо было возвращаться домой. С большой теплотой и доброй памятью помнили всегда студийцы своих учителей, своих наставников.

Время шло в трудах и заботах. Поначалу молодому чеченскому театру помогал режиссер Арчил Чхартишвили – будущий народный артист СССР. Увлекающийся человек, он, с головой окунувшийся в изучение вайнахских обрядов, обычаев, нравов, пропадал на свадьбах, похоронах, зикрах, ходил в горы, беседовал с пастухами, старцами. Ему нужно было все увидеть, услышать, чтобы знать, с какими требованиями подходить к актерам-чеченцам. Он не упрекал их, как Мамед-Заде Алили (« Как не стыдно, вы же горцы, а не англичане какие-нибудь, не будьте замороженными). А.Чхартишвили любил говорить: «Сыграйте неожиданно». Он никогда не тиранил актеров, наставлял, но давал простор творчеству.

Серьезным экзаменом политической и творческой зрелости Чечено-Ингушского драматического театра послужила Великая Отечественная война 1941–1945гг. Театр немедленно перестроился на военный лад, поставив себя на службу борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. Театр перешел на казарменное положение. Из творческого коллектива было организовано три бригады по художественному обслуживанию митингов, собраний в клубах, на избирательных участках, в воинских частях, госпиталях. В составе бригад были ведущие артисты театра, филармонии, Государственного ансамбля песни и танца, такие мастера сцены, как Махмуд Эсамбаев, Абдул-Хамид Хамидов, Яраги Зубайраев, Тамара Алиева, Ваха Дакашев, А.Садыков и другие. Программу артбригад составляли антифашистские стихи, скетчи, песни и танцы.

Артистические бригады дали несколько сот спектаклей и концертов для трудящихся республики и бойцов действующей армии, порой перенося свой театральный реквизит на собственных плечах. Все работали с исключительной активностью и ответственностью. Популярность театра была огромной. Так, с 15 июля по 10 августа 1941 года бригады артистов дали пятьдесят три концерта, обслужив более тринадцати тысяч зрителей.
Многие актеры Чечено-Ингушского драмтеатра ушли на фронт и погибли в борьбе с жестоким врагом…
Первым советским театральным вузом стал Российский институт театрального искусства – ГИТИС, преобразованный после революции из бывшего Филармонического училища, открытого в Москве еще в 1878 году. В 1939 году он окончательно был утвержден как Театральный институт имени А.В.Луначарского. Не перечисляя все студии, которые существовали в советское время, все же необходимо назвать Северо-Осетинскую, Чечено-Ингушскую, Калмыцкую, Дагестанскую, Якутскую, Киргизскую, Каракалпакскую, Мордовскую, Чувашскую, Татарскую, Узбекскую, Таджикскую, Казахскую, Туркменскую и другие.

Молодые люди приезжали из аулов и кишлаков, часто тайком убегая из дома, преследуемые древними предрассудками, проклятиями родных и близких, а то и угрозой смерти, когда это касалось девушек и женщин. Не имея никакого представления о культуре быта и требованиях учебного процесса, о сценическом искусстве, они постепенно становились неузнаваемыми во всех своих проявлениях – на сцене и в жизни. Многое в их нравах казалось им, педагогам, почти непреодолимым, но в то же время удивляло их неожиданным своеобразием. Все требовало совершенно нового, необычного подхода к характерам студентов разных национальностей. Высоким показателем достижений национальных студий могут служить спектакли, сделанные по окончании ГИТИС. Это «Отелло» У.Шекспира, «Ворон» К. Гоцци, «Женитьба Фигаро» Бомарше, мюзикл «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д.Дериона, «Ревизор» Н.Гоголя, пьесы М.Горького и многие другие постановки классических пьес.

Педагогами-воспитателями, оказавшими значительное влияние на развитие национальных студий, были преподаватели ГИТИСа: И.М.Раевский, О.И.Пыжова, Б.В.Бибиков, М. Г.Минаев, Л.С.Горькая, С.X.Гушанский, Г.И.Гоян, В.А.Вронская, М.М.Тарханов, А.А.Андерс, В.П.Остальский и многие другие.
Смешной эпизод. Набирать студийцев приезжали замечательные режиссеры-педагоги, работавшие тогда в Государственном институте театрального искусства им.А.В.Луначарского, коротко ГИТИС. Это были Минай Германович Минаев и Лидия Сергеевна Горькая. Милейшие люди, увлеченные, глубоко порядочные и верные долгу. Столько вложено труда, любви, испытано радости от успешно набранной студии. Сама изумительная природа Чечено-Ингушетии, ее красивый гостеприимный народ. Все подкупало наших гостей во время пребывания в республике, когда они выполняли чрезвычайно ответственную и радостную миссию – впервые предстояло на профессиональном уровне подготовить юношей и девушек с сознанием того, что они составят первую национальную студию, обучающуюся в русской театральной школе, а в будущем вольются в труппу театра как высокопрофессиональные актеры, свежие творческие силы с будущими дипломными спектаклями. (Когда наш народ вернулся из ссылки, и восстанавливался наш театр, они снова приехали в Грозный помогать его возрождению. Но это было потом).

А пока… Пока наши будущие учителя увозили в Москву своих первых студийцев.

На вокзале собралось много молодежи. Ребята в чеченской национальной одежде и папахах, девушки в г1абли. Торжественно все, волнующе. И вдруг появляется Минай Германович – тоже в национальном чеченском костюме. Раздалось громкое «ура!», все зааплодировали. А он важно и церемонно раскланивался. Всем было весело и радостно. Хотя эта радость была омрачена печальным для советского театра событием: умер реформатор сценического искусства К.С.Станиславский. Педагоги горевали, а один из наставников студийцев К.И.Соколов сказал: «Студия набрана в непростой день. Это что-нибудь да значит!»
Красивые, молодые, талантливые юноши и девушки были увлечены театром и учились одержимо. Вскоре обнаружилось, что в студии есть и Отелло, и Яго, и Дездемона, и Гамлет, и Офелия, свои Протасов и Чапаев. Можно было ставить и «Коварство и любовь», и «Живой труп», как классику, так и советские пьесы.
Увы, им не суждено было доучиться. Помешала война. Но в театр вернулись воспитанные столицей и преданные своему делу молодые люди, будущие актеры.
Список бывших студентов Чечено-ингушской актерской студии 1938–1941 гг. московского Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского (гитисовцы). Составлен в апреле 1968 г.

АЙНДИ АТУЕВ. Перед войной Айнди успел сняться в фильме Пырьева «Свинарка и пастух». Он пробовался на главную роль, но Пырьев остановился на Владимире Зельдине, и Айнди играл одного из дружков Мусаиба Гатуева. На фронт ушел добровольцем. Оборонял Москву в составе Истребительного батальона Московского ополчения. Имел звание старшего летейната.

Был серьезно ранен, долго лечился. Требовалось длительная реабилитация, и его отправили домой в село Новые Атаги. Отсюда его вместе со всем народом депортировали в Киргизию, в г. Токмак. Работал в колхозе « Путь к социализму». В 1957 году, когда чеченскому народу было разрешено возвращение на Родину он погиб в автокатастрофе.
ХУСАЙН БАРКИНХОЕВ. В первой же день войны через Краснопресненский райвоенкомат ушел добровольцем на фронт. Пропал без вести или погиб.
САЙПИ БАТУКАЕВ. В июне 1941 года через Краснопресненский райвоенкомат г.Москвы добровольцем ушел на войну. Воевал на разных фронтах до конца ВОВ. В настоящее время работает слесарем-сантехником в одной из строительных организаций с.Шали ЧИАССР.
Р. ЗАНДУКАЕВ. В начале войны через Краснопресненский райвоенкомат добровольцем ушел на фронт, погиб или пропал без вести.
ХАДЖИ-МУРАД МАРЗИЕВ. В начале войны добровольцем ушел на фронт. Воевал в звании лейтенанта. Пропал без вести или погиб.
ЭДИЛБЕЙ МИМИЕВ. В 1941 году добровольцем ушел на фронт, а в 1942 году был демобилизован и работал актером в Чечено-Ингушском драматическом театре.

СОЛТ-АХМЕД ДАКАЕВ. Родился в 1919 году. Член ВЛКСМ. В начале ВОВ через Краснопресненский райвоенкомат добровольцем вступил в Краснопресненский истребительный батальон и в его составе принимал участие в обороне Москвы. Воевал в составе 156-й дивизии 22-й армии Калининского фронта, в 1942 году погиб за село Карпово близ города и железнодорожной станции Нелидово.

ТАПА ШАМАЕВИЧ ИСАЕВ. Родился в 1916 году, член ВЛКСМ. Сталинский стипендиат. В 1941 году через Краснопресненский райвоенкомат добровольцем вступил в Краснопресненский истребительный батальон и в его составе принимал участие в обороне Москвы. Воевал в составе 156-й дивизии 22-й армии Калининского фронта. В 1942 году вместе с С.-А.Дакаевым погиб в боях за село Карпово близ города и железнодорожной станции Нелидово.

ХАСАН КАНТАЕВИЧ ШОИПОВ. 1918 года рождения, член КПСС, капитан запаса. В первые дни войны через Краснопресненский райвоенкомат добровольно вступил в Краснопресненский истребительный батальон и в его составе принимал участие в обороне Москвы. Воевал в составе 156-й дивизии 22-й армии Калининского фронта в одном батальоне с С.-A. Дакаевым и Т.Исаевым. Дальше сражался в составе 1-го Прибалтийского фронта. С 1942 года до конца войны – участник партизанского движения в Беларуси. За образцовое выполнение боевых заданий командования награжден орденом Красной Звезды, медалями « Партизану Отечественной войны» 1-й степени, за «Боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и «XX лет победы в Великой Отечественной войне». С 1946 года занимал различные ответственные посты в системе искусства Беларуси и Чечено-Ингушетии. В настоящее время работает режиссером Республиканского театра Кукол.

ШИРВАНИ САТУЕВИЧ САТАБАЕВ. Член КПСС, старший лейтенант запаса. В 1939 году добровольно через Краснопресненский райвоенкомат ушел служить в армию. С июля 1941 года по март 1942 года воевал в составе Центрального, Западного, 3-го Прибалтийского, 1-го Белорусского фронтов. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «XX лет победы в Великой Отечественной войне» и «50 лет Советской Армии». С 1945 года работает на различных ответственных партийных и государственных постах. В настоящее время управляющий Чечено-Ингушской конторой «Союзглаввторсырье».

МАГОМЕД ХАНИЕВ. Родился в 1920 году. На фронт ушел добровольцем, воевал до конца ВОВ в составе разных фронтов. Лейтенант запаса.

АСЛАНБЕК ИСАЕВИЧ МАЦИЕВ. Родился в 1921 году. Член КПСС. В октябре 1939 года ушел в армию. Погиб в апреле 1942 года.

АБДУЛЛА ЦАРОЕВ. Родился в 1920 году, член КПСС. Лейтенант запаса. Добровольцем ушел на фронт, дрался с немецко-фашистскими оккупантами до конца ВОВ. В настоящее время проживает в Средней Азии.

ВАХА АХМЕДОВИЧ ТАТАЕВ. Родился в 1914 году. Член КПСС с 1941 года, народный артист ЧИАССР с 1959 года. Депутат Верховного совета ЧИАССР (1958–1963гг.). В 1961 году окончил актерский факультет ГИТИСа, в 1962 году ВПШ при ЦК КПСС. Он гордо и независимо нес высокое звание «Большой министр маленькой республики», как ласково называли его друзья и близкие люди. Ушел из жизни вскоре после выхода на пенсию.

АБДУЛ-ХАМИД ХАМИДОВИЧ ХАМИДОВ. Родился в 1920 году, член КПСС, член Союза писателей СССР. Драматург, писатель, поэт и театральный деятель, народный артист ЧИАССР с 1959 года. Окончил актерский факультет Ленинградского театрального института им. А.Островского в 1961 году. С 1941 по 1984 год – актер Чечено-Ингушского драматического театра, с 1944 по 1957 годы работал на разных ответственных постах в системе искусства Казахстана и Киргизии. С 1957 по 1969 гг. работал в системе искусства Чечено-Ингушетии. В 1969 году был назначен заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации Обкома партии. Погиб в автокатастрофе. Его пьесы с успехом идут в театрах республики и за ее пределами.

В 1938 году в лучшем театральном вузе страны – Государственном институте театрального искусства им.А.В.Луначарского открылась Чечено-Ингушская актерская студия. Она состояла из талантливейших юношей и девушек и актеров молодого Чечено-Ингушского драматического театра. Это были будущий министр культуры Ваха Ахмедович Татаев, актер, драматург, театральный и общественный деятель, автор знаменитой комедии «Бож-Али», пьесы «Бессмертные» о Герое Советского Союза Ханпаши Нурадилове и драмы о кровной мести « Совдат и Дауд», Абдул-Хамид Хамидов, театральный художник Магомед Магомаев – отец ныне известного и популярного певца Муслима Магомаева, будущий директор театра Хасан Шоипов, заслуженные и народные артисты республики Хава Хакишева, Хулимат Мустапаева, Асет Ташухаджиева и другие. Судьба этой студии известна. Студийцы готовили свой дипломный спектакль «Отелло» В.Шекспира (в роли Отелло Ваха Татаев), но ему не суждено было увидеть свет рампы, грянула война; часть студийцев вернулась в Грозный и влилась в труппу Чечено-Ингушского драматического театра, ответственность за выполнение этой задачи была возложена на Ваху Ахмедовича Татаева и Абдул-Хамидовича Хамидова, а часть ушла добровольцами на фронт, получив направление в Краснопресненском райвоенкомате г.Москвы.
Прочтем их имена еще раз, как читает каждый, кто переступает порог Государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского: Солт-Ахмед Дакаев, Тапа Шамаевич Исаев и многие другие, навечно оставшиеся воспитанниками ГИТИСа, героями, отдавшими жизнь за Родину в дни Великой Отечественной войны.
…Вечные имена. Ничто и никогда не сотрет их из памяти нашей, даже если бы не было той доски из серого мрамора, на которой выбиты их имена. Погиб смертью храбрых при защите… при освобождении… при наступлении… при исполнении воинского долга… Такова последняя характеристика ГИТИСовцев начала войны 1941-го года.

 

 

Хеди Берсанукаева

№60 (3353)