Вклад чеченцев в турецкую историю

На сегодняшний день вайнахи проживают в 153 населенных пунктах Турецкой Республики

 

Как известно, из года в год растет интерес к Чеченской Республике не только со стороны рядовых туристов, но и людей, получивших мировое признание.  Перечислять всех их поименно можно довольно долго. Впрочем, в этом  нет никакой необходимости. Мы отметим знаменитых зарубежных гостей, посетивших республику относительно недавно. Речь идет об участниках съемочной группы популярного сериала «Основание: Осман». Среди них были продюсер Мехмет Боздаг, режиссер Метин Гюнай, сыгравший главную роль Бурак Озчивит. Актеры уже приезжали в республику и не раз. Например, по желанию своих земляков Рамзан Ахматович приглашал Хакана Серима, Меликшаха Озена, Эдипа Зейдана, Джемаля Хюнала, Мухаммеда Эмре Учтэпэ, Джеляля Ала на ежегодный фестиваль народного творчества «Беноевская весна — 2019».  

В ходе совместного ужина с Рамзаном Кадыровым гости с большим удовольствием поделились с ним своими яркими впечатлениями. Также было отмечено, что взаимоотношения между нашими народами имеют давнюю историю. По словам гостей, в Османской империи было много чеченских военачальников, которые внесли весомый вклад в историю государства. Впрочем, это не является новостью ни для Главы региона, ни для чеченской общественности. Жители республики, знакомые с историей своего народа, знают, что во второй половине XIX века по «царской милости» в Турцию переселилось более двух десятков тысяч чеченцев. К сожалению, многие из их числа погибли из-за перенесенных лишений в пути и на чужбине, часть сумела вернуться на историческую родину.  И все же многие нашли в себе силы выжить на чужой земле, позже ставшей для них родной. Сегодня история Турции последних двух веков знает немало чеченцев, внесших достойный вклад в историю развития этой страны. К сожалению, на сегодняшний день нет точных данных о численности чеченцев, проживающих в этой стране.

Как отмечает  заведующий отделом этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, доктор исторических наук, профессор кафедры «История и культура народов Кавказа» Лейчий Гарсаев, турецкая статистика не дает правильной картины национального состава страны: в бюллетенях переписи отсутствует графа о национальной принадлежности.

Газета «Вести республики» выражает благодарность Л. Гарсаеву за предоставление им материалов из готовящейся к печати его книги в соавторстве с Х.-А. Гарасаевым «Чеченские мухаджиры Турции и Сирии: история и современность».  Ниже мы публикуем отрывок из этой книги.

…На сегодняшний день чеченцы и ингуши проживают в 153 населенных пунктах Турецкой Республики. Крупные общины численностью от 100 человек и выше встречаются в 23 городах, поселках и деревнях. Наиболее крупная община чеченцев проживает в городе Чардак в центральной Турции. Мэром города тоже является чеченец Абдулла Ажак. В центре этого города находится мечеть, построенная предками современных «мухаджиров» в 1886 г. и названная в честь имама Шамиля. Место «мухаджиры» выбрали, как обычно они делали, похожее на родные пейзажи – у чинарового дерева огромных размеров, неизвестно каким образом здесь выросшего.

В основном чеченцы проживают в городах и поселках городского типа, где легче устроиться на работу и найти источник для существования. Однако есть на территории современной Турции и ряд населенных пунктов сельского типа с чеченским населением: это селения в Мушском вилайете: Тэпэ, Айнан и Шашкан; Чарлак в Кахраман-Марашском вилайете. Но и они испытали влияние урбанизации: на 1 августа 1997 г. в Тэпэ из 40 хозяйств оставалось 3, в Айнане – из 15 сохранились 4, в Аренче (это самое сохранившееся село с чеченским населением – Авт.) существует все 60 хозяйств, в Шашкане – из 15 осталось 8 хозяйств; Чарлак остается наиболее крупным населенным пунктом сельского типа с числом хозяйств до 100, в котором проживают и представители ряда северокавказских народов.

Представителей молодого и среднего поколения привлекают крупные города, где легче и получше устроить свою жизнь. Особенно чеченцы селятся в Стамбуле, где занимаются бизнесом. Эти урбанизационные процессы вносят негативный отпечаток в развитие диаспоры. В условиях больших мегаполисов представители малых народов больше подвержены ассимиляционному влиянию, особенно младшее поколение, в силу оторванности от своих соплеменников, лишенное возможности общения на родном языке и отправления культов.

Чеченцы проживают на территории Турции и в совместных с представителями народов Дагестана населенных пунктах. Они находятся в вилайете Токат, в Казе (районе) Артова – селения Сулу-сарай и в Казе Эрбаа – в селениях Доган-юрт, Тандырлы, Карайока и Гюль-тепе. В вилайете Денизли, в селениях Ак-кой и Ак-хан чеченцы проживают вместе с дагестанцами и черкесами.

В этих селах чеченцы играют роль своеобразных «пионеров» – переселенцев, так как история их расселения восходит еще к «кундуховскому» переселению, в то время как дагестанцы подселялись к ним начиная с 70–80-х гг. XIX в., видя в этом залог сохранения своей кавказской самобытности….

После выхода в свет вышеуказанной книги «Чеченские мухаджиры Турции и Сирии: история и современность» читатели также смогут ознакомиться с биографическими очерками о чеченцах, внесших значительный вклад в историю этой страны. И мы снова предоставляем вниманию читателя «ВР» фрагменты труда Л. М. Гарсаева и Х.-А. М. Гарасаева.

Государственный и военный деятель Чечензаде Хасан-паша

Чечензаде Хасан-паша – это государственный деятель, эффективный и опытный организатор и управленец, представляющий собой яркую личность эпохи правления султана Махмуда II (1785–1839), когда Османская империя постоянно воевала как с внутренними, так и внешними врагами. Его характеризуют как человека слова, пользующегося высоким авторитетом, обладающего сильной волей, внушающего доверие друзьям и страх врагам. О Хасан-паше отзывались с большим уважением.

Фамилия Чечензаде говорит о чеченском происхождении этого видного офицера.

Нам пока не удалось обнаружить архивные сведения, подтверждающие его чеченское происхождение, а также когда и почему его семья появилась в Анатолии в Шебинкарахисаре. По всей видимости, их семья в индивидуальном порядке перебралась из Чечни в Османскую империю еще в 1700-х гг….

 

Генерал Армии, генералиссимус Турции Махмуд Шевкет-паша

Родился в 1856 г. в Багдаде в семье иракского государственного чиновника. Его отец – Кетхудазаде Сулейман-Бей, исполнял обязанности главы администрации города Басра. Предки Шевкет-паши переехали из Чечни в Тифлис, спасаясь от кровной мести. Есть две разнящиеся версии, что он происходил то ли из тайпа аллерой, то ли дишний. Дед Махмуда Шевкета переселился из Тифлиса в Ирак, где представители их рода нескольких поколений занимали руководящие посты.

Махмуд Шевкет, большая часть детства которого прошла в Багдаде, известный под прозвищем «Араб», как и большинство чеченцев, был нетерпеливым человеком с жестким характером. Школу он закончил в Багдаде и поступил в Имперский военный колледж (Mekteb-i Erkân-ı Harbiye) в Стамбуле. После окончания этого престижного учебного заведения Махмуд Шевкет стал работать в качестве переводчика в Erkan-ı Harbiye Dairesi (в современном значении что-то типа «Министерства военных действий» – прим. переводчика). С 1882 г. он служил в штабе армии в чине капитана.

Махмуд Шевкет-паша, хорошо знавший помимо арабского немецкий и французский языки, вошел в состав комиссии по закупке оружия и, путешествуя по Германии и Франции, играл важную роль в выборе качественного закупаемого оружия. Работал вместе с немецким генералом Рюдигер фон дер Гольцем. В течение девяти лет, находясь в Европе, паша приобщился к западной культуре. В это же время изучал бронированные башни и огнестрельное оружие. Изучив военное дело в Европе, Махмуд стал служить на Крите, Македонии и Румелии. В 1899 г. он стал бригадным генералом и был назначен главой Экзаменационной комиссии в Имперском военном колледже.

В период правления султана Абдул-Хамида II (в начале XX века) Махмуд Шевкет-паша был назначен ответственным за прокладку телеграфной линии вдоль Хиджазской железной дороги, являющейся одним из важнейших проектов того времени.

В 1901 г. паша был повышен в чине до звания «ферик» (в наше время соответствует генерал-майору или генерал-лейтенанту) благодаря своей успешной службе в Македонии и Румелии. В народе и в армии он пользовался большим авторитетом. В 1905 г. Шевкет-паша был назначен губернатором Косово. После младотурецкой революции 1908 г. и объявления эпохи второй Конституции возглавил 3-ю армию, базировавшуюся в Салониках. После начала контрпереворота все отряды резервной дивизии Салоников были подняты в ружье. К ним примкнули и добровольцы. Во главе этой армии стал командующий IX резервной дивизией Хусейн Хюсню-паша. Возникшая армия стала называться «Армией действия», а когда она вошла в Сан-Стефано (совр. район Йешилкей), ее возглавил Махмуд Шевкет-паша, главой штаба стал майор Энвер. Этот момент стал судьбоносным для паши.

После того, как «Армия действия» вошла в Стамбул, мятеж был подавлен. Решением Генеральной Ассамблеи султан Абдул-Хамид II был низвергнут, на его место пришел Мехмет Решат. Комитет «Единение и прогресс» вновь пришел к власти, а паша стал одним из значимых лиц, провозгласивший Конституцию как герой свободы.

В 1909 г. Махмуд Шевкет-паша вошел в кабинет Хаккы-паши в качестве главы военного ведомства и в 1910 г. стал генеральным инспектором 1-й, 2-й и 3-й армий. Ему пришлось заниматься подавлением восстаний в Албании и Аравии. В 1911 г. Махмуд Шевкет создал ВВС Османской империи.

Но вскоре судьба начала плести свои сети. Оппозиция, испугавшись того уважения, оказываемого Махмуд Шевкет-паше армией и народом, стала потихоньку объединяться. К оппозиции примкнули и некоторые из преподавателей Numune-i Terakki Mektebi (совр. Стамбульский лицей). От парламента потребовали провести против оппозиции расследование, но запрос не увенчался успехом, и тогда Талат-бей подал в отставку с поста главы военного ведомства. В это время болгары, греки, сербы, валахи начинают боевые действия против Османской империи. Румелия и Западная Тракия, затем Эдирне выходят из-под контроля, армия отодвигается до линии Чаталджа. Сторонники «Единения и прогресса» обвинят правительство в военных неудачах и организуют так называемый Рейд на Блистательную Порту (тур. Bâb-ı Âlî Baskını), в ходе которого великий визирь Камиль-паша вынужден был уйти в отставку, а на его место требуют назначить Махмуд Шевкет-пашу. Таким образом, после поражения страны в Первой Балканской войне младотурки вновь взяли власть, и 23 января 1913 г. печать великого визиря переходит в руки Махмуд Шевкет-паши.

Провозглашение Конституции, свержение Абдул-Хамида II, приход к власти комитета «Единения и прогресса» изменили баланс многих вещей в стране, а интересам некоторых слоев населения был нанесен ущерб, у них было конфисковано имущество, некоторые были казнены. У тех, кто в итоге пострадал, особую ненависть и враждебные чувства стал вызывать комитет «Единения и прогресса». Как следствие, вся ненависть и злоба обратились против его сильного представителя, великого визиря Шевкет-паши. 11 июня 1913 г. Махмуд ехал на автомобиле мимо военной школы (совр. Центральный кампус Стамбульского университета) в Порту (здание правительства), когда при повороте на площади Беязит в сторону Чаршикапы с обеих сторон раздались выстрелы. Тело паши было поражено пятью пулями злоумышленников, одна из которых попала в голову. В тот же день был схвачен один из убийц Топал Тевфик, который рассказал подробности плана убийства и своих сообщниках. Этот инцидент рассматривался как революционный эксперимент, организованный «Свободой и согласием». Среди стрелявших в Махмуд Шевкет-пашу оказались черкес Казым-Эфенди, отстраненный от управления деревнями Измита, и черкес Зия, убивший Арнавут Мустафу.

Тридцать семь человек, виновных в покушении, было осуждено по делу об убийстве великого визиря и принято решение о казни двенадцати из этих преступников. Как только чинары на площади Беязит были освещены первыми солнечными лучами, приговор над убийцами был исполнен. На груди каждого преступника висела табличка: «Казнен по приговору военного суда и воле падишаха за фактическое участие в действиях против правительства и убийство великого визиря Махмуда Шевкет-паши». Результат непродуманных поступков на государственном уровне: «Или во главе государства, или на корм воронам».

Похоронен Махмуд Шевкет-паша с большими почестями в Стамбуле, на холме Вечной свободы в районе Шишли-Чаглайан где находится монумент Свободы, посвященный погибшим в инциденте 31 марта 1909 г.

 

Легендарный командир «Чеченский сокол» Шахин Бей

Шахин Бей (чеченское имя Мухьаммад СаIид) родился в 1877 г. в г. Антеп в семье выходцев из чеченцев. Сегодня город называется Газиантеп. Это означает: город Герой. Городу дали этот почетный титул в честь Мухьаммада СаIида.

Мухьаммада СаIида в Турции все знают как человека, который защищал Антеп до последней капли крови.

Сегодня в Турецких школах ученикам рассказывают о подвигах Чеченца Мухьаммада СаIида, как защитника г. Антеп.

Его прозвали Шахином, что означает на турецком «сокол». Мухьаммад СаIид первый раз записался в армию в 1899 г., служил в Йемене. Из-за его примерного поведения и четкого выполнения своих военных обязанностей в Йемене ему присвоили звание старшины. Мухьаммад СаIид участвовал в военных действиях в Траблусе. Из-за мужества, проявленного на этой войне, он был отмечен наградой и повышен в звании до лейтенанта. Он также участвовал в войне на Балканах. Был отправлен на войну «Галича» 15-й Османской Армии, в 1917 г. взял на себя командование фронтом «Сина». В 1918 г. Мухьаммад СаIид после ожесточенных боев остался без тыла и боеприпасов, был взят англичанами в плен. До декабря 1919 г. оставался в этом плену. После перемирия был освобожден и вернулся в Турцию. Мухьаммад СаIид 13 декабря 1919 г., освободившись из плена, возвращается в Стамбул и сразу вступает в новую должность военного коменданта в г. Урфа. Мухьммад СаIид, видя оккупацию г. Антеп, попросил командование, чтобы его отправили именно в этот город. Тогда ему поручают контролировать стратегическую дорогу между городами Килис и Антеп. Десятки лет прослужив в Османской армии и побывав в плену у англичан, Мухьаммад СаIид, наконец-то, возвращается в свой родной, но уже оккупированный врагом г. Антеп. Он столько лет не видел родных и свою семью, и все же остается дома только на один день и сразу возвращается на службу. 1920 г. Мухьаммад СаIид посетил многие села, близлежащие к г. Антепу, и сделал таблигI, т. е. объяснил, что нужно выйти на джихад. Объясняет людям, что такое джихад и какова его значимость в Исламе, и собирает 200 добровольцев, которые готовы отдать свои души ради Всевышнего, защищая свой город от французских оккупантов. Мухьаммад СаIид думает, как освободить город от оккупантов, он сам составляет план его освобождения. Жители города верят Мухьммаду СаIиду и слушают каждое его слово. Французы, которые взяли город под свой контроль, не верят, что мусульмане смогут опять противостоять им. Мухьммад СаIид поднимает народ на борьбу, понимая, что если из города Килиса французам не придет подкрепление, они не смогут отстоять город. Французы, как он и предполагал, терпят поражение и просят подмогу из Килиса, но Мухьаммад СаIид, выбрав для битвы самых храбрых муджахидов, встал на пути французской армии. Ни один француз не смог прийти на помощь осажденным в городе. Мухьаммад СаIид на стратегической дороге боролся, как лев, и послал гонца с посланием в город Антеп, в котором говорилось: «Будьте спокойны, братья мои, пока бьются наши сердца, ни один француз не переступит через мост». Французы же не смогли взять город под свой контроль и долгожданной подмоги тоже не получили.

Мухьаммад СаIид с горсткой муджахидов не давал французам прорваться через единственный мост, ведущий в город. 18 февраля 1920 г. Мухьаммад СаIид и его бойцы отбили многотысячную армию французов. В этом бою они уничтожили около тысячи французов. Когда г. Антеп был взят мусульманами, Мухьаммад СаIид послал французам обращение: «Каждая пядь этой земли, которую вы топчете своими грязными ногами, орошена кровью шахидов. Нам за религию, за честь, за родину, за свободу умереть слаще, чем в жаркие августовские дни пить холодную воду из ручья. Покиньте наши земли. Или мы уничтожим вас».

Французы не хотели признавать поражения и готовили новый план и новые войска для взятия Антепа. Они были шокированы Мухьаммадом СаIидом, который с несколькими муджахидами отстоял город. Французы перебросили 8000 пехоту, 200 конницу, 4 танка, 16 пушек на взятие Антепа.

Мухьаммад СаIид против французов выставил 100 муджахидов, которые были готовы отдать свои души на этом пути. 25 марта рано утром французы начинают атаку. Допоздна Мухьаммад СаIид и его отряд не дают врагу перейти мост. Воины Аллаха тысячами уничтожают французов. 28 марта, после 3 дней непрерывных боев, силы Мухьаммада СаIида иссякают и некоторые предлагают ему отступить. Он отвечает им: «Если враг перейдет мост, с каким лицом я возвращусь в Антеп? Он может перейти этот мост только через мой труп». Бой продолжался четвертый день и с Мухьаммадом СаIидом осталось всего 18 человек, остальные все стали шахидами. После полудня Мухьамад СаIид и оставшиеся сражались до последней пули. Когда пули закончились, он встал и бросился на французов с кинжалом. Мухьаммад СаIид стал шахидом, все его тело было изрешечено пулями.

Турки помнят Шахина и сегодня. Поэты пишут о нем стихи. Матери называют своих детей его именем. Чеченца, который отдал свою жизнь в джихаде и за свободу, турецкий народ будет помнить всегда. Поэт в своих стихах говорил о нем так:

 

Спросите Шахина, он был один,

На мосту штыками его разорвали на куски,

Бандиты собрались на том месте.

Проснись, Шахин, посмотри…

Наполнился Антеп французами,

Ждут тебя, Шахин, опять приди…

Мухьаммад СаIид своим героизмом заложил в сердца турков любовь к свободе, наполнил их отвагой, и вскоре была начата по всей Турции освободительная борьба. Его 11-летний сын тоже записался в армию и участвовал во всех сражениях Турецкого народа.

 

Генерал Армии, начальник Генштаба МО Турции Доган Гюреш

Родился в 1926 г. в г. Адана. Его отец – подполковник Нури Гюреш, уроженец г. Килис, а мать Нурегиз была родной дочерью Субар – старшей дочери шейха Кунта-Хаджи. Отец Нури после смерти жены Нурегиз вновь женится на чеченской девушке по имени Селихат. Известно, что какой-то период детства Доган Гюреш провел в г. Чардак среди чеченцев.

В одном из газетных интервью он упоминал: «Я урожденный чеченец! Когда мы собираемся с матерью, то разговариваем на чеченском языке. Как граждане могут думать, что я против разговоров на родном языке?» (17 октября 2014 г., пятница, в 13:31 часов, журналист «Хабертюрк» Фехми Коч).

В 1945 г. Доган Гюреш закончил военный лицей Кулели, а в 1947 г. военное училище в звании младший лейтенант транспортной службы. В 1949 г. он закончил школу транспортной службы. В различных штабах и подразделениях выполнял обязанности начальника подразделения, офицера обслуживания, командующего группой и отделением. В 1963 г. поступил в Военную академию, которую закончил в 1965 г., став офицером штаба. До 1973 г. служил в различных штабах и подразделениях, нес службу в Афинах.

В 1973 г. ему присваивают звание бригадный генерал, в 1977 г. генерал-майор, в 1981 г. генерал-лейтенант, и наконец в 1985 г. Доган Гюреш был повышен до звания генерал армии. В звании бригадного генерала выполнял обязанности начальника отдела назначений сухопутных войск, заместителя начальника отдела транспорта и вооружения штаба верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SHAPE) и командующего школой бронетанковых войск и учебной бригады; в звании генерал-майора – командующего школой бронетанковых войск и учебного отделения; в звании генерал-лейтенанта возглавлял департамент службы персонала Генерального штаба и командовал 3-м корпусом. В звании генерала армии выполнял обязанности командующего военными академиями и командующего 1-й армией.

23 августа 1989 г. был назначен на должность командующего сухопутными войсками, 6 декабря 1990 г. назначен начальником Генерального штаба. В период нахождения у власти премьер-министра Чиллер сроки службы были продлены в нарушение традиций. 30 августа 1994 г. Доган Гюреш вышел в отставку. Сразу после завершения службы в рядах вооруженных сил Турции занялся в политикой и вступил в партию «Правильный путь». Являлся депутатом Великого Национального Собрания Турции 20-го и 21-го созыва от провинции Килис.

Сняв униформу, генерал Гюреш выдвинул свою кандидатуру в депутаты турецкого парламента от политической партии и попросил народ проголосовать за него. В период работы в парламенте (1995–2000 гг.) он всегда демонстрировал свои демократические принципы.

Генерал Доган Гюреш награжден медалью «За отличную службу в рядах ВС Турции» и золотым орденом почета ВС Турции. Был женат на Эвсер Гюреш, в браке родилось два сына: Сердар и Хакан.

14 октября 2014 г. Доган Гюреш скончался в возрасте 88 лет в военном госпитале GATA в Анкаре, где находился на лечении.

Как видно, все перечисленные здесь наши земляки относятся к военной элите. Однако, чеченцы отличились и в других сферах жизнедеятельности народа Турции. О некоторых из них будет рассказано в вышеназванной книге.

 

 

 

 

 

 Элихан ДАВЛЕТБАЕВ