Быть в курсе

Что надо знать пенсионеру, уезжающему из России за границу на постоянное жительство?

За последнее время  в Отделение Пенсионного фонда России по Чеченской Республике и его территориальные органы (ПФР), начали поступать обращения и запросы от граждан, с просьбой разъяснить действующий порядок и правила выплаты пенсии, пособий и другие социальные льготы  лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории России.

На первый взгляд, кажется, это очень простая процедура. На самом деле, правовой механизм по выплате пенсии, пособий и иных социальных льгот этим лицам, имеет свою определенную специфику.

Следует сразу обратить внимание на то, что действующим Федеральным Законом указанный порядок в отличии от прежнего  существенно изменен. Так главой 5, ст. 27 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года за № 400 «О страховых пенсиях» (в редакции, с изменениями и дополнениями от 19 декабря 2016 года) определен порядок установления страховой пенсии, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии к таким категориям пенсионерам.

Таким образом, комментируемой статьей закона для пенсионеров, выезжающих на постоянное место жительства за пределы территории РФ, установлено специальное правило, в соответствии с которым они обязаны сообщать о своем выезде в территориальный орган Пенсионного фонда РФ не ранее, чем за один месяц до намеченной даты выезда. Данное сообщение осуществляется путем подачи соответствующего заявления. Указанное заявление может быть подано в письменной форме или в форме электронного документа, порядок оформления и предоставления, которого установлен постановлением Правительства РФ от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и предоставления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных или муниципальных услуг, в форме электронных документов».

Данным нормативно-правовым актом установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных или муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов оформляются в соответствии с требованиями к форматам заявлений и иных документов, установленными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; подписываются в соответствии с требованиями ФЗ «Об электронной подписи» и ст.21.1 и 21.2  ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; представляются в органы и организации, предоставляющие государственные или муниципальные услуги, с использованием электронных носителей и или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет лично или через законного представителя при посещении органа или организации; посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (без использования электронных носителей); иным способом, позволяющим передать в электронном виде заявления и иные документы.

Более того, комментируемой статьей не предусмотрена выплата по желанию пенсионера, выезжающего на постоянное жительство в иностранное государство, суммы назначенной ему пенсии за шесть месяцев вперед  и возможность перевода пенсии за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком РФ на день совершения этой операции, как это было установлено в ранее, до 1 января 2015 г.

В соответствии с нормой, сумма назначенной страховой пенсии выплачивается гражданину, выехавшему на постоянное место жительство в иностранное государство только на территории РФ, в национальной валюте, то есть в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в кредитной организации, в зависимости о выбранного им способа доставки.

Для выплаты страховой пенсии лицам, постоянно проживающим за границей, необходимо предоставление соответствующих документов, в том числе:

1) справка о дате выезда гражданина на постоянное жительство из Российской Федерации (переезда из одного государства в другое) и месте его постоянного жительства за пределами Российской Федерации, которая выдается дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации. Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями которых являются их законные представители, указанная справка представляется в отношении граждан, которым назначена пенсия, и в отношении их законных представителей. В случае, если выплата пенсии зависит от факта участия в трудовой или иной деятельности, в частности при выплате страховой пенсии по случаю потери кормильца лицам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, в других предусмотренных законодательством РФ случаях, также должна быть представлена справка об участии (или о не участии) в трудовой или иной деятельности за пределами России, выданная дипломатическим представительством, консульским учреждением Российской Федерации, компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

2) документ, подтверждающий нахождение гражданина, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, в живых. Данный документ необходим для ежегодного продления выплаты пенсии, выдается компетентным органом иностранного государства и предоставляется в Пенсионный фонд РФ раз в год. В том случае, если документ выдается компетентным органом иностранного государства на иностранном языке, то в России его необходимо оформить надлежащим образом — заверить посредством проставления апостиля, если со страной, выдавшей документ, у Российской Федерации отсутствует договор о правовой помощи и осуществить заверенный нотариально перевод на русский язык. Так, все документы, выданные в США, должны быть заверены апостилем.

Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд РФ на территории РФ. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период времени. Для выплаты пенсий, назначенных детям, братьям, сестрам и внукам умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и гражданам, признанным в установленном порядке недееспособными, получателями которых являются их законные представители, подтверждение факта нахождения гражданина в живых должно производиться в отношении получателя пенсии и в отношении гражданина, которому назначена пенсия.

При не предоставлении данного документа, а также заявления о выезде на постоянное место жительство в иностранное государство, выплата страховой пенсии приостанавливается в соответствии со ст.24 комментируемого Закона. При последующем подтверждении факта нахождения гражданина в живых и представлении иных необходимых документов (информации), выплата страховой пенсии возобновляется в установленном законом порядке и сроки на основании заявления в территориальные органы ПФР.

 

Заместитель начальника юридического отдела

ГУ-ОПФР по ЧР                                                           А.С. Хасанов

 

Добавить комментарий