В их судьбах отразилась история нации

Как каждый человек, так и любое поселение, будь то город или деревня, имеют свою судьбу, свою историю. Богаты своими преданиями старины и чеченские села. Из рассказов старших, или же из книжных источников, документов мы узнаем, как создавались чеченские села, кто поселился в нем первым, почему селу дано такое название. Но еще больше людей интересуют судьбы их предков, хочется узнать, чем и как они жили, каковы были их желания и стремления, какой ценой завоевывалась свобода и независимость, которой дорожит каждый человек.

Богато историческими событиями и старинное чеченское село Алхан-Юрт. О событиях прошлого и настоящего села собран богатый материал А. Солтамурадовым в музее, созданном им в районном доме культуры.

В Алхан-Юрте жили и живут люди, чьи имена тесно переплелись с судьбой села, родины, люди, одержимые своей профессией, которые высоко чтут память прошлого, гордятся односельчанами.

Одна из них — Баназа Эльмурзаева, заведующая сельской библиотекой, которая долгие годы посвятила привитию молодежи и подрастающему поколению любви к чтению, бережному и трепетному отношению к книге, одержимая своей работой, настоящий патриот своего села и чеченской нации.

Она делится с читателями о своих предках, жителях Алхан-Юрта, мужественно стоявших на защите села от белогвардейцев в годы становления в Чечне советской власти и безвинно убиенных этой же властью. Её рассказ о Батаеве Тимар-Ола (Темиралу), дяде своего отца, и его братьях.

Из архивной справки (Центральный архив, г. Москва, Лубянка, от 24.09.2013 год №10/А-Б-2857): «Сообщаем, что в Центральном архиве ФСБ России хранится архивное уголовное дело №П-7901 в отношении Батаева Т., из которого следует, что Батаев Темиралу 1869 года рождения, уроженец села Алхан-Юрт ЧИАССР по постановлению тройки НКВД ЧИАССР осужден к ВМН – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 5 марта 1938 года. По заключению прокуратуры Чечено-Ингушской АССР Батаев Т. реабилитирован».

Это был один из первых жителей села Алхан-Юрт, воевавший против деникинцев за советскую власть.

– Наш предок Хока родом из Дишни-Ведено, из тейпа дишни,– рассказывает Баназа. – После пленения имама Шамиля и разгрома его основных сил царской Россией, жителей горных районов Чечни, кто остался жив, со своими семьями, в основном целыми родами, стали расселять насильно в равнинных частях. Дишни-Ведено было полностью сожжено царскими войсками. Оставшиеся в живых в сражениях с царскими войсками родственники рода Батаевых переехали в Алхан-Юрт. Мои предки внесли свою лепту в становление села Алхан-Юрт и Чечни. Село Алхан-Юрт возникло на этом месте 1767 году. Оно названо именем своего основателя. По рассказам моего отца Батаева Сайдахмеда, из числа первых поселенцев является семья Батаевых. В настоящем в селе есть родник, называемый «Бата-шовда», вырытый руками отца Тимар-Олы, также есть поле, называемое «Хоки-ирзи», названное в честь отца Бата. На 1886 год в Алхан-Юрте насчитывалось более 380 домохозяйств, на окраине села, в сторону станицы Ермоловская, была построена мечеть «Рузбан маьждиг». Мой отец Батаев Сайдахмед родился в 1919 году в селе Гойты. Гойтинцы, спасаясь от обстрелов регулярных войск Деникина, уводя из-под обстрела женщин и стариков, перебрались в соседние сёла. В этот же год умерли его родители. Отец Дура умер от полученных ранений в ходе боевых действий с белоказаками. Мать умерла от тяжелой болезни, когда моему отцу было 2 года. Сайдахмеда и его двух сестер Серижу и Зайдат, а также сына Муьсту, воспитывал Тимар-Ола. Он был имамом сельской мечети «Рузбан-маьждиг», духовным лидером тейпа дишни и села, а также у него была своя школа-медресе (хьуьжар), где он обучал детей и взрослых Корану и шариату. Тимар-Ола был человеком с железными нервами, требовательным к себе и окружающим, свободолюбивым, глубоко верующим человеком, последователем учений Кунта-хаджи Кишиева. Первоначальный курс обучения Корана у Тимар-Олы получили видные деятели религии, уважаемые в республике и за его пределами алимы: Докаев Джунид, Яхъяев 1ела, Алимханов Билал (мой свекр), Эльмурзаев Абдулвахаб и мн. др.

Когда свершилась Октябрьская революция, чеченцы, как и все горские народы, восприняли эту весть с радостью, потому что чеченскому народу за свою территориальность и независимость постоянно приходилось вести войны.

Батаевы, как и многие чеченцы, поверившие пропаганде, встали на сторону октябрьских революционеров. Поздней осенью 1918 года белогвардейские войска вступили в Чечню. Здесь им противостояли объединенные силы чеченцев и 11-ой Красной Армии. Приезд Гикало в Алхан-Юрт белогвардейцы наблюдали в бинокль из станицы Ермоловская. На площади аула были видны красные и зеленые флаги и собравшаяся по случаю его приезда громадная толпа чеченцев. После отъезда Гикало из села Тимар-Ола активно включился в бурную деятельность, направленную против белогвардейцев. Алхан-Юрт явился началом мощного антиденикинского восстания в Чечне в марте-апреле 1919 г. В течение четырех дней (с 27 по 30 марта) шли кровопролитные бои за Алхан-Юрт. Деникинцы решили покончить с революционным аулом. И в боевых действиях с белоказаками в нашем селе погибло более 400 алханюртовцев. Погибли мой дед Дура и его три брата, командир и пулеметчик Батаев Магомед, а также Висирхан, Байсултан со своими сыновьями. По сей день в Алхан-Юрте часто, как о легендарной личности, говорят о бесстрашии и мужестве Батаева Тимар-Ола в том бою.

Закончилась гражданская война. В республике, как и во всей стране, установилась советская власть. Но при всех положительных начинаниях советской власти во имя обездоленных людей грубейшей ошибкой было то, что она старалась растоптать веру человека во Всевышнего, уничтожала мечети и храмы, не позволяла в открытую исполнять религиозные обряды. Но верующие продолжали верить и почитать Аллаха.

Это было в пятницу 1938 года. Сотрудники НКВД прибыли в мечеть, находившуюся на нынешней улице Советская села Алхан-Юрт. Собрали сельчан и спросили: «Кто в этой мечети проповедует ислам?». Хотя прекрасно знали, кто мулла, они еще раз повторили: «Кто в этой мечети проповедует ислам? Кто учит детей? Кто настраивает против советской власти? Если вы не скажите кто мулла, мы вас всех сошлем в Сибирь».

Тогда вышел из мечети Тимар-Ола и сказал: «Против советской власти я ничего не имею, потому что у меня, защищая советскую власть, погибло четверо сыновей, как и у многих жителей села. А в мечети этой я мулла, учу детей и взрослых истинной вере и Корану, и никто мне этого не запретит, кроме Всевышнего». «Ах, это ты баламутишь народ своей религией?» – закричали они и попытались его забрать. Но сельчане заступились за него. Тогда сталинские псы озверели и послали своего сотрудника за подмогой. «Мы получили архивные данные, обвинительное заключение о том, что вы являетесь последователем секты Докку-хаджи. Следствием установлено, что вы пользуетесь большим авторитетом среди населения как мулла-арабист», – кричали они. И увели Тимар-Олу.

Такая участь постигла моего родственника и явного сторонника советской власти Батаева Тимар-Олу.

Мой отец Батаев Сайдахмед появился на свет в 1919 году, через два месяца после смерти своего отца Батаева Дура.

В 1943 г. отец женился на будущей моей маме Болтиевой Рахимат.

В 1944 г. появился на свет мой старший брат Лема, и в этот же год чеченцев репрессировали. О страшных испытаниях, выпавших на долю нашего народа, знаю по рассказам матери. Нас в семье было 9 детей. Благодаря родителям все выжили, стали уважаемыми людьми. Старший брат Лема по окончании Горского сельскохозяйственного института был направлен в станицу Ассиновскую, работал в сельском хозяйстве. Одна из сестер, Асет, стала учительницей. Али работал в пожарной части, Муса стал юристом, Имран – работает в полиции, Увайс – в МЧС.

Я была старше своих сестер, и мне приходилось помогать маме по хозяйству, так как она часто болела. Отец все время работал и в свободное время читал Коран. Много времени мы проводили с мамой, она научила нас всему – вязать, вышивать, шить. И нам все пригодилось в жизни. Училась я в школе хорошо. Строго соблюдала нравственные принципы вайнахов. Окончила школу в 1970 году, и в этом же году вышла замуж за Эльмурзаева Абдулу.

Моя свекровь воспитывала единственного сына, другие дети умерли в Казахстане. Свекр Абдул-Вахаб был религиозным деятелем, он изучал Коран несколько лет вместе со своими односельчанами Ханкурхановым Э., Алимхановым Б., Дакаевым Д., Мовсаровым А., бывшим муфтием Арсанукаевым М-Б.

Свекровь была мудрой женщиной. Она всегда молилась и читала Коран, научила моих детей намазу и читать Коран.

У меня было пятеро детей: старший Абдул-Керим окончил ЧИГУ, работал в школе (погиб). Второй, Аюб окончил школу на золотую медаль и Грозненский нефтяной институт с отличием. В настоящем работает в нефтяном университете. Айшати, дочь – работает в школе. Базика, дочь – шьет вайнахскую одежду. Якуб, работает в МЧС. Муж Абдул больше 38 лет проработал в ТЭЦ-2 (слесарь) – ветеран труда, имеет правительственные награды.

Я была всегда рядом со своим мужем, помогая ему во всем. И своих детей заставляю делать то, что желает отец.

Теперь о работе. На работу устроилась в 1973 году в селе библиотекарем. А с 1986 года являюсь заведующей библиотекой. Долгое время заведовала библиотекой Петимат Османова, добрейшей души человек, фанатично преданная избранному делу. Она терпеливо учила меня премудростям книжной работы. Когда мы оставались одни, я слушала её рассказы о книгах, знаменитых людях Чечни, об истории родного края.

Петимат незаметно учила меня ценить книгу. Книг в библиотеке в довоенные годы было более 12 тысяч, что в несколько раз больше, чем сегодня. Ежедневно в библиотеку поступали десятки периодических изданий. Книжный фонд пополнялся новыми книгами. В читальном зале засиживались жители села, учащаяся молодежь за чтением книг, газет и журналов. Ежедневно десятки читателей приходили за книгами.

Читали все – и взрослые, и дети, о чем нельзя утверждать в наши дни.

С 1986 года я стала заведовать библиотекой. Библиотека – это место, где проходят интереснейшие мероприятия, где пополняется багаж знаний каждого. Проведению массовых мероприятий я всегда уделяю большое внимание. В нашей библиотеке не раз встречались со своими читателями Магомед Сулаев, Магомед Мусаев, Шейхи Арсанукаев, Ахмед Сулейманов, Зияуддин Абдулаев, Апти Бисултанов и др.

Достаточно частыми нашими гостями были известные общественные деятели, популярные артисты. Встречи проходили при большом стечении детей и взрослых. В данное время провожу мероприятия в несколько раз больше, чем в прошлые годы, пытаясь привить детям и молодежи любовь к книге. Читателям задаю вопросы – какие произведения произвели на них самое большое впечатление и чем именно? Кто из героев лучше всего запомнился? Такие вопросы задаю для того, чтобы проверить читателя в его заинтересованности чтением, увлеченности теми или иными героями. Провожу вместе с работниками сельского дома культуры мероприятия по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Важнейшей задачей библиотеки в современном мире является обеспечение свободного доступа к информации. Библиотеки богаты интересными книгами, которые дарят нам тепло, радость и увлекательные минуты. Как входишь в библиотеку, приходишь к выводу, что у любой библиотеки свой хозяин. В народе принято считать, что библиотекарь – это не очень престижная профессия. Но это мнение, я считаю, малообразованных людей. Лично я очень люблю и дорожу своей профессией.

Мне, как и всем жителям республики и села, пришлось испить полную чашу горя за период военных действий. Трагедия республики коснулась и нашей библиотеки. Все книги с помощью своих детей мне пришлось перенести к себе домой, так как была угроза их сожжения. Я всегда плакала, когда видела валяющиеся на дороге книги. Но я была убеждена, что в окровавленную Чечню придет и светлый день, и долгожданный мир, заулыбаются лица невинных детей и матерей, придет счастье и радость, уйдет в небытие скорбь и печаль. Я выстояла! Аллах милостив!

Считаю, что библиотекарь чем-то похож на пчелу-работницу, которая должна облететь тысячи цветков, пока не наберет нектара, чтобы передать его для окончательной переработки в мед другим пчелам (читателям).

Добрый отзыв читателя, его заинтересованное отношение к моей работе для меня как глоток кислорода.

В моем представлении хороший библиотекарь по своей значимости всегда стоит рядом с учителем и работает не меньше, чем учитель. Мне так кажется.

Я всегда была другом читателя, его советчиком и наставником в мире книг. А для этого надо любить книгу.

Поистине, трудна работа библиотекаря, и пусть людская благодарность будет мне наградой. Сколько хватит сил, буду работать и делать все от меня зависящее, чтобы наша молодежь и дети были образованными, начитанными. В общем, буду служить своему народу, как это делали мои предки Батаевы, именами которых названа одна из улиц села Алхан-Юрт, которую они защитили ценою своей жизни от деникинцев.

 

Баназа Эльмурзаева,

заведующая Алхан-Юртовской сельской библиотекой

 

Подготовила Малика Абалаева

№ 49 (2942)

Добавить комментарий