Услышь меня!

Если вы или кто-то из ваших близких страдает аутизмом, время от времени приходится объяснять каждому, что эта болезнь собой представляет. Не все понимают, а кто-то и вовсе отмахивается. Да еще, чтобы доходчиво и понятно с первого раза рассказать людям об аутизме, надо сначала самому узнать как можно больше об этом заболевании. Только так и только тогда вы научитесь объяснять людям, как аутизм влияет на поведение, на умение людей взаимодействовать с окружающими и сопереживать другим.

Для тех, кто не знает, аутизм — это нарушение развития, которое обычно приводит к тому, что человек испытывает трудности в общении с окружающими и имеет нарушение социальных навыков. Это заболевание нервной ситемы, которое приводит к нарушению нормальной работы головного мозга. Ребенок-аутист развивается медленнее, чем его сверстники. Если патология проявляется средней степенью выраженности, он может придавать словам неверное значение. Аутичный малыш не желает иметь друзей, так как не находит с ними «общего языка». Такие дети предпочитают играть в одиночестве, не отвечают на улыбки окружающих людей.

Тем не менее, симптомы заболевания являются индивидуальными и у каждого ребенка проявляются собственной клинической картиной. Врачи выделяют лишь некоторые обобщающие черты, по которым можно установить диагноз болезни.

В каком возрасте можно диагностировать аутизм, когда он станет обычной болезнью, как общаться с такими детьми? Об этом и многом другом рассказали  врачи-неврологи Хава Эжиева и Зайна Агаева. Они на протяжении многих лет работают в 1-й поликлинике г. Грозного, имеют большой опыт общения с детьми-аутистами.

— Начнем с малого, как говорится. Какой тип аутизма вы изучаете?

Зайна: — Аутизм, как уже вы знаете — это нарушение коммуникации, а где-то в 70% случаев нарушение еще и умственного развития. Примерно, многих интересуют случаи, когда неспособность общаться соединяется с чрезвычайно удачным умственным развитием, но таких случаев не много. На сегодняшний день можно уже различать следующие типы аутистических расстройств: cиндром раннего детского аутизма Каннера (классический вариант детского аутизма), cиндром Аспергера (аутистическая психопатия), cиндром Ретта. Аутизм, развивающийся после приступа шизофрении — детский «процессуальный» аутизм.

— Что приводит к аутизму у детей?

Хава: — Ранний детский аутизм может сопровождаться поражением головного мозга еще до рождения ребенка. Последствия этого процесса сказываются на последующей его жизнедеятельности. Для предотвращения глубоких нарушений психической деятельности и отставания в физическом развитии необходимо своевременно выявить патологию на основе признаков. К счастью, частота патологии не превышает 1% от всех родившихся детей. Правда, бывает множество случаев заболевания, протекающего в легкой степени, не диагностировано, что несколько искажает общую статистику.

— То есть, аутизм имеет биологическую природу?

Хава: — Значительное число случаев возникновения аутизма — это генетические поломки. Но это не означает, что такое же заболевание нервной системы не может возникнуть под действием средовых факторов.

Зайна: — Краснуха у матери во время беременности или прием определенных лекарств резко повышают риск аутизма. У ребенка нарушаются некоторые механизмы работы нейронов. И почему-то нарушение этих механизмов приводит к тому, что ребенок не начинает общаться, кроме того, у него нарушается еще и умственное развитие. Корень этих бед лежит в биологии, если точнее, — в биологии нейронов мозга. Но это уже совсем другая тема.

— Я правильно понимаю, что неизвестны точные причины возникновения аутизма?

Хава: — Во всяком случае, пока не все из них известны. На языке науки аутизм — это полиэтиологическое заболевание, то есть оно имеет множество причин. По происхождению это не одно заболевание нервной системы, это могут быть группы заболеваний абсолютно разной природы с общими симптомами, а именно — неспособностью к общению. Более того, сейчас многие говорят, что и по патогенезу это заболевание различно. А разные этиология и патогенез уже означают, что мы говорим не об аутизме, а об аутизмах. Идея в том, что аутизм — это множество разных заболеваний, о которых мы пока мало знаем. Это то, чем сейчас занимается наука и что пока не дошло до общественного сознания.

Зайна: — Представьте себе сложный, извилистый путь, со многими боковыми тропинками, который приводит к одной и той же цели. Заблудились на какой-то части пути — к цели уже не придете. Так и с аутистами.

Хава: — Младенец, которому в будущем поставят «аутизм», почти до года поведенчески никак не отличается от нормы.

— Можете рассказать подробнее, как это работает, какие бы советы вы дали родителям, чьи дети болеют аутизмом, чтобы вы хотели добавить от себя…

Хава: — Каждый должен точно знать, что аутизм — это группа заболеваний. А не что-то одно. Симптомы заболевания у разных людей могут сильно отличаться. Не существует двух людей, страдающих этим заболеванием, чьи симптомы были бы абсолютно одинаковы. У некоторых детей они выражены в очень серьезной форме, другие же страдают весьма умеренной формой. Из-за того, что проявления аутизма весьма разнообразны, трудно дать точное определение этому расстройству.

Зайна: — Когда вы, к примеру, общаетесь с таким человеком, вы можете сомневаться, обращает ли он на вас внимание, да и вообще, есть ли ему до вас дело. Не принимайте это на свой счет и не обижайтесь. Аутисты могут испытывать трудности в понимании чувств окружающих. Всегда имейте в виду, что очень часто аутисты совершенно не проявляют интереса к окружающим. Они могут просто не замечать людей вокруг себя. Это, конечно, вызывает значительные трудности во взаимодействии с окружающими. Это может проявляться даже в том, будто аутичный человек даже не слышит, что человек разговаривает с ним.

— Кроме всего этого, аутизм часто приводит к тому, что люди начинают выполнять определенные действия снова и снова. Такое поведение и приверженность к постоянному распорядку дел могут очень сильно отличаться от поведения обычных людей. Не стоит этому удивляться.  Причина этого заключается в том, что аутичные люди могут испытывать очень сильное беспокойство от неожиданных раздражающих факторов. поэтому им проще строго придерживаться определенных правил и распорядка дня.

Некоторые люди могут думать, что аутисты намеренно игнорируют их или притворяются, что не слышат, если с ними разговаривают. Необходимо объяснить, что это делается не намеренно. Постарайтесь помочь людям понять, что аутисты иногда даже не знают, что кто-то пытается поговорить с ними. Не забывайте напоминать о том, что такие люди могут испытывать значительные трудности, когда им нужно тесно общаться с людьми.

Хава: — Если говорить о речи, то некоторые аутисты, вообще, не умеют разговаривать. Чем сильнее проявляется заболевание, тем больше вероятность, что речь у человека не сохранна. Не так уж редко можно слышать, как ребенок-аутист просто повторяет услышанную им фразу из мультика и т.д.

Аутичный человек может вести себя несколько необычно. Для окружающих это может показаться странным, но многие проявления являются частью обычной жизни людей с аутизмом. Такое поведение может выражаться в следующем: раскачивание вперед и назад, битье головой, повторение слов и звуков, щелкание пальцами и др.

Совет от Хавы и Зайны: — Не стоит сердиться, если вы видите, что человек, которому вы рассказывали об аутизме, демонстрирует отсутствие «понимания». Оставайтесь спокойны и постарайтесь ответить на все вопросы, чтобы человек мог лучше понять.

— Спасибо за интервью.

 

Зарина Хамзатова

№ 27 (2921)

Просмотров: 71 Опубликовано: 12.04.2017 08:10