50 лет спустя!

671Да, кажется  нереально, но это правда!

Нам казалось, что до этого дня никто, вернее, многие не доживут.  Но Аллах велик, и он исполнил наши желания – мы встретились через 50 лет.

А вот как это было: 25 июня 1966 года мы, выпускники Гойтинской средней школы №1, договорились встретиться официально через 50 лет. Честное слово, самим казалось,  что это не осуществиться. Но молодые, задорные – нам было «море по колено», и мы, не задумываясь и не представляя, как может измениться за эти годы жизнь многих из нас, задумали эту встречу.

671Наш класс: все  с одного села, почти все из многодетных семей. Среди нас не было ни сирот, ни полусирот. Наверное, это и делало нас  жизнерадостными, веселыми. Каждый день, проведенный в школе с друзьями и одноклассниками, был в радость. Когда кто-то не приходил в школу, мы через других ребят узнавали причину его отсутствия. И, не дай Бог, если он без уважительной причины пропускал уроки. У нас было заведено, что пропуски  без уважительной причины будут наказываться материально, т.е. пропустивший занятия покупает каждому однокласснику по пирожку  (пирожок стоил 4 копейки – деньги немалые по тем меркам). А если пропущены 2 или 3 дня без причины, то к пирожку добавлялся и лимонад. Это возымело на нас такое железное действие, что редко кто решался  не придти на уроки, приходили даже больные. Таким образом, мы полностью искоренили в классе пропуски.

Не знаю, как выразить то состояние моей души, когда я вспоминаю наш класс, учителей, друзей из параллельных классов. Нам всегда интересно было все:   мы, чуть дыша, слушали на уроке объяснение учителей, тщательно готовились к урокам. Сказать при опросе «не знаю» или «не готов» вообще было вон выходящим событием. Все учились хорошо.  Тогда не было ни телефонов, ни компьютеров, даже методическая литература была редкостью. Это помогло нам иметь общение с живой книгой, что никогда не заменить никаким  интернетом.

Учителя были  приезжими из разных уголков СССР:  Москвы, Свердловска, Иванова, Иркутска, Новосибирска, Ростова, Тюмени.  Взрослое население  относилось к ним с  уважением и почитанием. Их всегда приветливо встречали, и каждая наша мама и бабушка считали своим долгом  покормить их, связать и подарить им теплые носки, рукавицы, расспросить о здоровье  родителей, об их проблемах. Если кто-то из них нуждался в чем-то, в обязательном порядке этот вопрос решали взрослые, тем самым подавая нам пример,  как надо уважать приезжего человека, тем более — учителя.

Учителя жили на квартирах у местных жителей, и они никакой платы  не брали с них. Более того, каждый житель села старался, чтобы в их доме поселился приезжий учитель. Это считалось высшей меркой гостеприимства. В магазинах для учителей оставляли продукты, им особо  выделялись и другие товары.  Учителя были настолько уважаемы и почитаемы, что если кто-то видел, что учительница несет ведро с водой, и он не помог ей, то все обрушивались на него, ругали, на чем свет стоит, о его  стыдном поступке говорили  родителям. Надо сказать, что и  учителя относились и к населению, и к ученикам трогательно и внимательно. Мы с ними настолько породнились, что когда они уезжали к себе домой, то писали письма, где благодарили  своих учеников и их родителей за внимание  и заботу о себе, подчеркивая, что такого отношения  к себе они не ощущали нигде.

Вот такими были наши учителя, и мы хотели быть похожими на них. Не дай Аллах, чтобы кто-то расстроил учителя. Сразу же этого «негодника» вызывал директор, вмешивался родительский комитет, его осуждали сверстники. Нас родители наставляли и внушали,  что они приехали из дальних мест, оставив семью, родителей, чтобы нам дать образование, чтобы нас учить,  и мы должны с уважением к ним относиться. Что мы и делали с огромным удовольствием.

Постепенно в школе стали появляться и учителя-чеченцы, выпускники первых лет Чечено-Ингушского педагогического института.  Это были удивительные люди: математик Султан Тайбуев, русовед Мамед  Салманович (фамилию не помню),  учителя по другим предметам: Паша Тагиров, Салях Юшаев, Раиса Исаева, Роза Исаева и другие. Мы их тоже полюбили сразу, потому что они были грамотными, с охотой и желанием занимались с нами, оставались после уроков.

Из нашего класса через 5-6 лет после выпуска несколько одноклассников, окончив Чечено-Ингушский пединститут, вернулись в свою родную школу дипломированными учителями. Но дружбу и связь со своими одноклассниками никогда не теряли. Не довольствуясь тем, что получили высшее образование, многие продолжили  свою деятельность, поступив в аспирантуру, стали заниматься наукой. Наш одноклассник  Явуз Ахмадов, доктор исторических наук, профессор. Исмаил Мунаев, Паша Вацуев,  я, Зина Исаева стали историками, благодаря привитию любви к этому предмету нашим директором  Адамом Форгиевичем Долатовым. Он в школе вел у нас историю и обществознание, и    учил нас самих делать выводы из  пройденной темы на уроке,  владеть словом, выступать перед одноклассниками, что в жизни и работе нам очень пригодилось. Говорят, что  дети любят красивых учителей, а красивыми кажутся  умные учителя. Нам повезло учиться у умных учителей, за что мы им всегда оставались благодарными.

Прошло много, много лет. И вот 25 июня 2016 года,  через 50 лет после окончания школы,  как было задумано, состоялась встреча  нашего класса. Встреча уже убеленных сединой людей. Мы не сразу узнавали друг друга. Приглядывались, искали в лицах  черты тех лет. Было и смешно, и горько. Каждого потрепала жизнь, много горя пережили,  особенно  в годы последних событий в республике…

У каждого своя история: болезни, потеря близких, вынужденный уезд за границу детей и внуков… Собрались мы в 10 часов утра, а разошлись в 12 часов ночи. И такое друг о друге услышали… Каждый старался облегчить свои страдания рассказами и воспоминаниями.  Были и слезы, и радость, и смех…

Но самое главное, что мы  испытали в эти часы – это возвращение в те далекие годы юности и прекрасное время, когда живы были наши  родители, близкие, когда не познали горечи разлуки, когда казалось, что ничто не может омрачить нашу жизнь. Всем приятно было находиться в воспоминаниях, в той школьной жизни. Мы на время забыли, что мы взрослые люди, что у каждого есть взрослые дети, внуки – мы вернулись в свое детство и были снова учениками,   говорили о своих учителях.

Снова окунувшись в школьные годы, мы осознали, что нам очень повезло со своими учителями. Саях Абубакарович Юшаев был большой знаток и прекрасный учитель  чеченского языка. С его подачи мы стали понимать красоту и величие своего родного языка  и его значимость для каждого чеченца. На все наши вопросы у него всегда были готовые ответы. Мы его прозвали «ходячая энциклопедия чеченского языка».  Старались хоть чем-то быть похожими на него и других учителей.

У нас, у  школьников, всегда был богатый юмор, высмеивали недостатки друг друга и при этом никто не обижался. Мы устраивали под руководством учителей вечера, конкурсы, участвовали в смотрах художественной самодеятельности, ходили в разные кружки, играли в «Зарницу», «Орленок», ходили в походы. Ставили сцены из спектаклей. В «Бож-Али», например,  я играла роль  Маймы, а мой одноклассник Султан Сусаев– Бож-Али. Нас одноклассники этими именами  называли до самого окончания школы.

Вот так, мы уйдя в воспоминания,  целый день не хотели возвращаться в сегодняшнюю жизнь. Теперь в этой жизни мы – бабушки, у нас у каждого внуки и правнуки, свои возрастные болячки. Но самое обидное то, что нынешнее поколение, а может мне так кажется, не так ценят своих учителей, не с таким трепетом и уважением относятся к ним. Об этом говорить я имею право, так как более 50 лет проработала в школе учителем.

Как каждая сказка  имеет свой конец, так и наша встреча завершилась, а вместе с тем закончились  часы возвращения и пребывания в чудесном времени, как детство, юность, молодость. Но никто не хотел расходиться. Желание продлить чудное мгновение было настолько велико, что прощаясь  у всех на устах было: когда мы снова встретимся?!

Если жизнь продлится, встретимся… А она такая быстротечная, что пройденные 50 лет нам кажутся одним мгновением.

У нас у всех большие семьи. Дети многих окончили высшие учебные заведения, трудятся. Есть среди них и те, что выбрали профессию учителя. Подрастают  внуки, правнуки. Значит не бесследно осталось то, что дали нам наши родители, учителя.

И дай Аллах, чтобы подобные встречи у нас состоялись еще и еще.

 

О встрече своих  одноклассников поделилась,  бывший учитель СОШ № 91 Зина Исаева

Подготовила Малика Абалаева

 

Добавить комментарий