Нам есть к чему стремиться

SROCHNO-_CHleny_Izborskogo_kluba_pribyli_v_Groznyiy_w1200_h8001Сложные времена в обществе, взбудораженном неустойчивостью политической ситуации, всегда предопределяются дифференциацией идеологических установок, некогда объединявших людей. Разветвление общественного сознания — это прелюдия к возникновению фрондирующей элиты и последующих протестных акций.

Напротив, общество, стремящееся к сплочению и выработке общей политической линии, в первую очередь стремится к интеграции и поиску точек идеологических соприкосновений. Это может быть поиск духовных и религиозных созвучий, общих исторических целей в прошлом и настоящем, схожих обычаев, традиционных ремесел и бытовых навыков. Даже общие исторические ошибки и неудачи при доброй воле исследователей можно использовать как объединяющий фактор.

Конец восьмидесятых положил начало массовому идеологическому расколу в советском обществе, а наступившее лихолетье 90-х окончательно раскидало его по разным, образованным на скорую руку, государствам.

В самой России этот процесс продолжался вплоть до начала 2000-х годов и к тому времени довел население страны до состояния, в котором люди вполне зримо осознавали перспективу дальнейшего раздробления страны по национальным, религиозным и идеологическим критериям.

И к великому нашему сожалению, народом, занявшим крайнюю точку амплитуды этого летального раздробления, оказались чеченцы. В России нет народа, который на протяжении последней четверти века претерпел идеологическую ломку в той мере, как чеченцы. Значительной части наших сограждан было суждено за это время пройти сложный путь от сепаратистских убеждений до державного сознания. И перерождение это проходило далеко не в кабинетных и не в дискуссионных столкновениях и даже не в гневных уличных акциях, а в реальном кровопролитии и страдании, в надежде и разочаровании, в потере и обретении веры.

Сегодня мы можем констатировать, что восстановили республику и наладили мирную жизнь, но нам предстоит задача, не менее сложная, чем та, которую мы решили. Нам необходимо интегрироваться в культурное и идеологическое пространство многонационального российского сообщества. Мы должны свою национальную культуру привести без ущерба для нее в соответствие с условиями и установками полиэтнической культуры. А именно, мы должны выработать те особенности, которые позволят нам обогатить свою культуру за счет культур окружающих народов и поделиться с ними своими уникальными культурными и мировоззренческими достижениями.

С идеологией дело обстоит даже сложней: было бы крайне наивно полагать, что драматические события последних полутора десятка лет нашей новейшей истории могут оставить наши идеологические принципы без деформации. Вряд ли кто сомневается в том, что все негативные особенности, приобретенные за эти годы, мы, без сомнения, должны откорректировать.

И вполне очевидно, что этот процесс не может проходить в одностороннем порядке.

Политика, проводимая Главой Чеченской Республики, Героем России Рамзаном Кадыровым, без малейшего компромисса направлена на декларирование патриотических идей и в отношении этническом, и в отношении государственном. При сложности современной международной политической обстановки вопросы внутригосударственного сплочения и идеологической мобилизации становятся первостепенными. В связи с этим патриотические позиции, провозглашаемые и демонстрируемые в Чеченской Республике, приобретают общероссийское значение.

Признание позитивности этих позиций и поиск новых точек идеологического соприкосновения – это основная причина и основная цель визита в республику делегации Изборского экспертного клуба под руководством писателя, публициста и политика Александра Проханова.

Чеченская Республика, как и любой иной регион России, далеко не однозначна в своих политических пристрастиях. Есть приверженцы новаторских идей в политике, но есть и те, кто крайне неохотно воспринимает убеждения, идущие вразрез с консервативными взглядами. И вполне предсказуемо, что позиции членов Изборского клуба найдут среди населения республики как сторонников, так и противников. Впрочем, было бы удивительно, если бы было иначе.

То, что деятельность клуба активно способствует формированию политико-идеологического содружества патриотов, придерживающихся имперских идей и противопоставляющих себя носителям западных либеральных взглядов, дает вполне реальную надежду на позитивное сотрудничество клуба с представителями чеченского политического сообщества, демонстрирующего бескомпромиссные непримиримые позиции и в отношении внешних, и в отношении внутренних врагов.

Вплоть до последнего времени приверженцы прозападной идеологической платформы контролировали, в числе прочего, весомый процент российских СМИ. Это показатель длительного доминирования европейского либерализма в российском идеологическом пространстве конца советской эпохи и постсоветского периода.

Но процесс экономического и политического возрождения российского государства начался не с неких волевых решений руководства или мобилизации государственных институтов реформирования – эти действия являются лишь ответом на идеологический запрос общества. А этот запрос формировался в течение долгих 90-х годов, когда, прикрываясь лозунгами о всевозможных свободах, либералы уничтожали патриотическое начало гражданского сознания россиян. Палитра деятельности Изборского клуба во многом соответствует этому общественному позыву.

Возврат к исторической основе формирования российского самосознания начался с приходом к власти в 2000 году президента Путина, и на протяжении последующих пятнадцати лет этот процесс только набирал силу.

Президента Владимира Путина средства массовой информации нередко называют «собирателем земель русских». Думается, это не единственное имя, которое может быть приведено под термином «собиратель», и физическое расширение государства не одиноко в перечне приоритетных стратегических задач России. Возрождение идеологической патриотической доктрины, являющейся основой духовного единства многонационального российского общества, – это достижение, которое стоит на позициях не менее важных, чем расширение географических границ, и будет простирать свое влияние на многие поколения в будущем.

Изборский экспертный клуб в своей деятельности вносит очень весомый вклад в создание общероссийской сплачивающей идеи. И шаг, предпринятый руководством клуба по привлечению идеологических структур Чеченской Республики в этот процесс, говорит о том, что ни один аспект в многоликой идеологической палитре российского общества не останется в стороне.

Надо признать, Изборский клуб нередко подвергается очень существенной ожесточенной критике и со стороны, к примеру, научных сотрудников института социальных исследований, и со стороны представителей Русской православной церкви, не говоря уже о критике со стороны политиков всех мастей и разной значимости. Членам клуба вменяется в вину многое, начиная от изоляционистских взглядов и попыток примирить идеологически несовместимые общественные формации до нарушений церковных канонов.

Изборский клуб изначально с момента образования обозначил свои политические позиции, которые кратко можно охарактеризовать как альтернативу либеральному проекту, терпящему крах не только в России, но и на своей «исторической родине» – Европе.

Многие критики предсказывают кризис также и идеям, провозглашаемым клубом. Высказываются мнения, что работа клуба – это очередной проект спасения России, предпринимающий попытки реанимировать мертвую, отжившую идею ленинизма-сталинизма, причем на основе примирения идеологических противников предсоветской революционной эпохи.

Но, как представляется, патриотизм не всегда окрашен в один цвет. В упомянутый революционный период многие яркие личности, беззаветно преданные Родине, оказались на разных сторонах противостояния, и, к сожалению, это явление было массовым. Примирение приверженцев и красной, и белой идеологий – это благая цель и вовсе не утопия. Сарказм в отношении идеи этого примирения может быть расценен не иначе, как нежелание этого примирения и попытки посеять недоверие в ее отношении.

Часто критики деятельности изборцев прибегают к вопросам, трактуемым ими как неудобные для клуба, на которые его члены, якобы, не хотят или не смогут ответить. Конечно же, такие вопросы нетрудно сформулировать.

В программе консолидирующего сообщества всегда найдутся моменты, на которых сознательно не акцентируется внимание, а иначе, как можно вообще прийти к примиряющему компромиссу? Ведь примирительная идея так и активируется – сознательно надавливая на общие, объединяющие принципы и старательно смягчая острые углы в отношениях. Только при соблюдении этих правил можно найти общий язык с противником. И по тому, как тот или иной политик или идеолог строит свой разговор с оппонентом – подчеркивает он противоречия или ищет точки соприкосновения – можно судить, хочет он мира или войны. Никакая идеологическая позиция не обладает способностью удовлетворить пристрастия всех сторон политического многообразия. Поиск общей сплачивающей идеи – это поиск компромисса, приемлемого для доселе непримиримых оппонентов.

И эта идея существует. Это идея общей Родины при всех имеющихся противоречиях и различиях в политических пристрастиях. Как и любой человек, я сужу о политических динамических процессах, что называется, со своей колокольни, с позиции члена чеченского общества. Оно устроено таким образом, что при любых политических и идеологических разногласиях, при любом, казалось бы, разнообразии взглядов на ту или иную политическую или общественную ситуацию, при всех, порой, очень острых, производственных конфликтах чеченцы никак не могут свести эти противоречия к уровню личной вражды, даже если эмоции перехлестывают через край. Иначе на долгие годы, если не навсегда, будет потерян социальный статус, а с ним и право весомого голоса. И это происходит потому, что неизмеримо больше, по сравнению с числом официальных казенных мероприятий, в жизни чеченца общественных народных акций, участие в которых для него обязательно. Это, по сути, все акции, связанные с торжествами, скорбью и общественной помощью, необходимость участия в которых в чеченском обществе расширена до границ, определяемых числом друзей, сослуживцев или просто знакомых. И активность в этих акциях работает опять же на статус участника.

Я говорю об этом столь подробно, чтобы подчеркнуть, что в чеченском обществе вплоть до последнего времени существовала и существует надполитическая, функционирующая вне официальной динамики, идея принадлежности к своему этническому началу. Именно эта идея помогала чеченцам выжить в самых страшных репрессивных акциях, примененных против них в прошлом.

В царской России подобная идея также существовала и была активирована очень сильно – это была идея Русского мира. В советское время она была заменена на не менее мощную идею принадлежности к самому справедливому государству и борьбы с реакционным капиталистическим окружением, которая внедрялась в сознание советских людей с младенчества. Это сродни тому, что в советской идеологии пропагандировался атеизм, но идеи справедливости преподносились в виде перефразированных и переработанных религиозных заповедей. Но при всей видимой разнополярности идеологических систем дореволюционной России и Советского Союза, они преследовали одну цель – воспитание патриотов.

При всем разнообразии суждений и оценок, ясно одно: члены Изборского клуба работают над выведением формулы преодоления многолетних внутрироссийских идейных распрей, и вряд ли может быть расценено позитивно желание искать погрешности в этих намерениях.

Изборский клуб ищет возможность новой сплачивающей общественной идеи на фоне очень серьезных внешнеполитических угроз в адрес только-только реанимированной России. И Чеченская Республика, как представляется, не случайно оказалась в поле зрения клуба. Многолетняя бескомпромиссная борьба с международным терроризмом создала в республике ту идеологическую основу, которая безошибочно работает по системе «свой-чужой», определяя без либеральной велеречивости истинную суть политических позиций тех или иных партий и движений.

В Чеченской Республике открыто региональное отделение Изборского клуба. Руководить им будет человек, чья кипучая энергия вполне соответствует его бескомпромиссной позиции патриота. Это Джамбулат Умаров, которому предстоит совмещать новые обязанности с управлением главным идеологическим ведомством республики – министерством по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Динамика, которую он до сих пор придавал вверенному ему делу, вполне однозначно позволяет быть уверенным, что и работа Чеченского регионального отделения Изборского клуба будет далеко не формальной.

…Трудно обмануть человека, который на своем жизненном пути прошел мир и войну, лелеял надежду и видел предательство, научился распознавать лицемерие под яркой окраской громких призывов. Мы сквозь все это прошли, но сумели сохранить то, на чем основывается патриотизм и любовь к своей Отчизне.

И сегодня мы готовы к диалогу с каждым, кто ищет идею объединения с нами на благо нашей общей Родины. Нам есть о чем поговорить с Изборским клубом.

Муса Магомадов

№36 (2720)

Добавить комментарий