Покоряя нравственную высоту

0_c2d0c_65684a8_origБлагодаря деятельности первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата Абдулхамидовича Кадырова удалось в короткие сроки сформировать республиканские органы власти, войти в правовое поле России, тем самым возобновить работу учреждений медицины, культуры, искусства, образования и науки.

В настоящее время Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров, став во главе региона, продолжает дело А.А. Кадырова по сохранению и укреплению мира в регионе, сохранению и развитию обычаев, традиций и религиозных ценностей народов ЧР в рамках единой и неделимой Российской Федерации.

По словам Главы ЧР Рамзана Кадырова, главная задача власти — вырастить из молодого поколения достойных граждан России, которые будут приносить пользу республике и стране.

В Чеченской Республике государственными и муниципальными органами власти, институтами гражданского общества и обществом в целом на всех уровнях проводится масштабная работа, направленная на духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения. Конечно, достигнуты хорошие результаты в направлении духовно-нравственного воспитания молодежи в Чеченской Республике, но необходимо продолжить эту работу.   Молодежь, можно сказать, находится еще в состоянии глубокого кризиса. Был утерян тот духовный стержень, который многие века взгревал жизнь в сердцах людей. Отрицательно повлияли на духовное возрождение народа трагические события прошлых лет на территории Чеченской Республики. Теперь для полного выхода из этого кризиса следует заняться вопросами воспитания.

Мы не должны забывать, что знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке патриотизм, чувство ответственности, долга перед государством и семьей. Молодое поколение на сегодняшний день, к глубокому сожалению, имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре. Широкое распространение среди молодежи получают наркотики, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план. Это очень нездоровая и опасная тенденция, которую нужно устранять. К тому же параллельно раскрывается другое зло – мигрирующий экстремизм, корни которого находятся далеко за пределами нашей страны.

Духовно-нравственное воспитание начинается с рождения человека и идет всю жизнь через общение, трудовую деятельность, повседневные дела, делая человека лучше. Через постепенное изменение мотивов, приоритетов человека к милосердию, ответственности за свои мысли, слова, поступки посредством применения приобретенных знаний.

Безусловно, семейное воспитание играет ведущую роль в формировании нравственного стержня личности, однако и учебные заведения должны активно участвовать в процессе становления и развития личности, которые постоянно оказывают огромное влияние на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. Семья, как устойчивая социальная общность, выступает мощным фактором формирования человека, передачи социального опыта, исторической памяти людей, этнокультурных традиций. Необходимо признать родителей главными воспитателями, ответственными за детство, и вести поиск путей педагогического сотрудничества и добровольного общения с родителями.

Ориентация ребенка в национальной культуре и народных традициях во многом зависит от семейного воспитания. Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписаными законами семейной жизни и воспитания; эти традиции, в свою очередь, затрагивают отношения ребенка к самому себе как к личности, к другим людям и миру. Семейные и общественные традиции являются основополагающими элементами в процессе нравственного воспитания подрастающих поколений.

Однако нельзя забывать и об образовательных учреждениях, где человек проводит много времени и формируется как личность. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Молодежь лишается возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. О необходимости изучения в школе и вузах духовно-нравственной культуры и этики свидетельствуют такие кризисные явления современной жизни, как наркомания, пьянство, криминализация детской и молодежной среды, низкий уровень общественной морали, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Преподавание основ духовно-нравственной культуры будет способствовать нравственной ориентации, поможет им побуждать себя к развитию и самосовершенствованию.

Все это позволит достичь следующих целей: поддержание развития Чеченской Республики в сфере науки, культуры, технологий, образования; обеспечение высокого качества жизни для граждан страны; преодоление экономического и духовного кризиса. Причем, если в школе ребенку начинают прививать духовные и нравственные ценности, то в вузах данный процесс необходимо продолжать. Помимо изучения истории своего народа, его культуры необходимо также приобщать молодое поколение к духовным и культурным традициям. Помимо изучения дисциплин, направленных на формирование личностных качеств, воспитательная работа должна вестись и на кураторских часах. Для формирования духовных и нравственных ценностей руководителям вузов необходимо проводить экскурсии по святым местам, устраивать различные конкурсы и исследовательские работы, посвященные истории строительства и возрождения зияратов, старинных мечетей на территории Чеченской Республики. В основе духовно-нравственного воспитания в вузах должно лежать удовлетворение потребности каждого учащегося в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.

Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

В. Вазаралиев

№ 238 (2672)

 

Добавить комментарий