Рисунок паутины нашей жизни

Без имени-1Жизнь каждого человека сопряжена с общими для всех фактами: родился, жил, умер. Но есть и то, что делает каждую жизнь уникальной и неповторимой — это те связи, которые создают особый рисунок паутины нашей жизни

Героиня моего очерка – Бетильмерзаева Марет Мусламовна, ныне доктор философских наук, профессор кафедры философии, политологии и социологии Чеченского государственного педагогического университета.

Ее родители – Муслам и Хакимат – сделали все, чтобы привить своим детям вкус к знанию. В долгих рассказах матери из народного творчества, русской классики, с ее песнями впитала Марет в себя любовь к слову, трепет перед необъятностью и таинственностью окружающего мира и жажду к познанию.

В 1986 г. Марет с отличием окончила Чечено-Ингушский университет и получила квалификацию «филолог, преподаватель русского языка и литературы, чеченского языка и литературы». Будучи еще студенткой, она специализировалась по психологии. Дипломное исследование студентки М. Бетильмирзаевой по теме «Феномен “эмпатия” и его роль в педагогическом процессе» было начато под руководством кандидата психологических наук, доцента Волкова Евгения Серафимовича, продолжено и завершено уже с доктором педагогических наук, профессором Кан-Каликом Виктором Абрамовичем.

Успешная защита уже тогда сулила Марет интересную исследовательскую деятельность. Но судьба распорядилась по-своему – молодая выпускница, поменяв свой социальный статус, окунулась в гущу школьной среды. Она меняет место жительства и уезжает в северную столицу страны.

Марет вспоминает: «Мои первые ученики – ленинградские школьники – стали для меня и первой школой учительства, и первым опытом, заложившим начало формированию моего скромного педагогического мастерства. Они дали мне колоссальный опыт взаимопонимания. Вот где на практике я имела возможность исследовать феномен “эмпатия” и где прошли проверку наши с Виктором Абрамовичем теоретические наработки».

Работая учителем в разных школах – Ленинграда, Грозного, Малгобека – Марет Мусламовна пользовалась заслуженным уважением коллег и авторитетом у учеников. Будучи требовательным педагогом, умело сочетала в своей работе строгость с трепетной любовью к своим ученикам. Юные души ценили заботу о своем нравственном, духовном, образовательном становлении.

Но весна 2002 года резко поменяла направленность интересов Бетильмерзаевой. Как вспоминает Марет, в один из пасмурных апрельских дней (а весна 2002 года была дождливая) с утра пораньше она выехала из Малгобека (в который попала в ноябре 1999 года с семьей – они были вынуждены переехать из-под обстрелов и бомбовых ударов с воздуха) в Грозный. Не взирая на лишения последних лет, в душе жила надежда, что «все пройдет, и это тоже», а мозг, размышляя по поводу перипетий последних лет, пытался осмыслить ситуацию.

Естественно, она вспомнила о том, кто мог бы ей помочь в этой рефлексии. Марет рассказывает:

– Был вторник, в одном из корпусов ЧГУ, по-простому называемом «финэк», проходили очередные выборы. Дождавшись их конца, я зашла в корпус и уже в коридоре встретила Сайд-Ахмеда Арсановича Хусаинова, своего бывшего преподавателя философии, который заведовал уже кафедрой философии Чеченского государственного университета. Мы общались недолго: Сайд-Ахмед Арсанович сразу меня понял и рекомендовал встречу с В.Х. Акаевым, который с этой весны стал для меня и учителем, и научным руководителем, да и просто образцом человека, зараженного жаждой познания. Вахит Хумидович Акаев, ныне доктор философских наук, профессор, известный и в России, и в мире ученый, помог в понимании азов науки не одному аспиранту, консультировал не одного докторанта, не один пытливый ум в сотрудничестве с ним провел и проводит научные исследования. Но я горжусь тем, что стала его первой аспиранткой, – подчеркнула в своем рассказе Марет.

Так, с сентября 2002 года жизнь и деятельность М.М. Бетильмерзаевой тесно переплелись с деятельностью кафедры философии Чеченского государственного университета. В сентябре 2005 года в Ростовском государственном университете состоялась защита диссертации на тему «Этническая ментальность в системе культуры», и ей присудили ученую степень кандидата философских наук.

Возможно, другого успокоила бы эта защита, но исследовательский потенциал М. Бетильмерзаевой привел ее к очередной вершине: в ноябре 2011 года в Южном федеральном университете (г. Ростов-на-Дону) прошла защита очередного диссертационного исследования на тему «Ментальность в контексте культуры: философско-культурологический анализ» с присуждением ученой степени доктора философских наук.

Научно-исследовательская и педагогическая деятельность Марет Бетильмерзаевой ныне переплетается с двумя вузами республики – это два ее “alma mater”: Чеченский государственный университет, где прошли ее лучшие студенческие годы, где она состоялась как преподаватель высшей школы, ученый-исследователь, и Чеченский государственный педагогический институт, где в сотрудничестве с замечательным коллективом кафедры философии, политологии и социологии во главе с заведующим Гадаевым Вахой Юнусовичем, Марет Мусламовна нашла место для приложения своего научного и педагогического потенциала.

Область ее научных интересов охватывает философию культуры, философию человека, философию сознания и языка. Круг интересов пересекается в феноменальности самой природы Человека, который является уникальным творением Всевышнего. Человек и культура – два взаимозависимых понятия, существование которых также и взаимообусловлено.

М.М. Бетильмерзаева – автор более ста научных публикаций, ряда учебно-методических пособий, один из соавторов учебного пособия для школьников по истории религии и 3 монографий: «Ментальность в контексте культуры: философско-культурологический анализ», «Ментальное своеобразие человеческого бытия», «Бытие человека: социокультурные аспекты».

В своих монографических исследованиях Марет Бетильмерзаева обращается к одной из вечных тем – к теме человека и его бытия. Определение места и роли человека в бытийном процессе, поиск онтологических оснований культуры, рассмотрение сознания в контексте психофизиологического, информационного подходов с обоснованием социокультурной природы данного феномена – важнейшая философско-теоретическая проблема, нашедшая отражение в ее научном творчестве.

Одной из своих профессиональных удач Марет Мусламовна считает то, что она стала стипендиатом гранта DAAD: научные стажировки для ученых и преподавателей вузов, и осенью 2014 года имела счастье работать во Фрайбургском педагогическом институте германского города Фрайбург. Два месяца, проведенных во Фрайбурге – городе, который знал не одного великого философа, –– вспомним хотя бы известных философов XX века Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, –– Марет Мусламовна приобрела бесценный опыт общения с немецкими коллегами, познакомилась с особенностями европейского культурно-образовательного процесса. Многое, взятое на заметку в эту поездку, находит свое применение в ее педагогической деятельности.

Бетильмерзаева М.М. руководит научной работой студентов, аспирантов, помогает им, читает лекции по философии, истории философии, политологии и по другим общественно-гуманитарным дисциплинам. Принимает активное участие в проведении вузовских, республиканских и международных научных конференциях, выступает с докладами, охотно делится своими знаниями с молодежью.

24-25 апреля этого года в г. Пятигорск прошло знаменательное событие в жизни всей Российской научной молодежи – в Северо-Кавказском институте Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялась III Международная научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистров и студентов «Научный потенциал молодежи в решении задач модернизации России».

Участниками данной конференции стали и студенты высших учебных заведений Чеченской Республики. М.М. Бетильмерзаева участвовала в конференции в качестве руководителя группы студентов-участников и с трибуны приветствовала форум, где в своем обращении отметила важность данного мероприятии для пробуждения философской, научной рефлексии молодых и начинающих исследователей и пожелала участникам содержательных дискуссий, плодотворных встреч, побуждающих к дальнейшим свершениям в науке во благо Российского государства.

Ни один из наших студентов не остался незамеченным в ходе секционных выступлений и дискуссий. Домой вернулись с дипломами и грамотами разных степеней. Также участники конференции привезли благодарственное письмо на имя ректора ЧГПИ Х.-А.С. Халадова, в котором Северо-Кавказский институт выразил искреннюю благодарность за качественную подготовку студентов, участвовавших в III Международной научно-практической конференции.

23 мая 2015 года Марет Мусламовна со своими коллегами и студентами приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов на тему «Стратегия развития Северного Кавказа: новый взгляд на решение проблем», которая состоялась также в г. Пятигорск.

Так, передавая свои знания и опыт студентам, аспирантам, а может и будущим ученым, трудится доктор философских наук, профессор кафедры философии, политологии и социологии Чеченского государственного педагогического института Марет Мусламовна Бетильмерзаева, чеченская женщина, которая нашла себя в науке.

Малика Абалаева

№ 218 (2652)

 

Добавить комментарий