Здесь гостям всегда рады

Чеченская Республика — многонациональна. На территории одной республики единой и большой дружной семьей живут представители разных этносов: кумыки, ногайцы, татары, турки-мескетинцы, русские, аварцы и многие другие.

В предыдущих номерах мы публиковали материалы в рамках пресс-эстафеты о некоторых представителях малых народов региона. В этой статье речь пойдет об аварцах, проживающих в древнем чеченском селении Кенхи, которое находится в высокогорном Шаройском районе.

Аварцы – один из многочисленных народов Кавказа, исторически проживающий в нагорном Дагестане, восточной Грузии и Северном Азербайджане, самый многочисленный народ современного Дагестана.

В аварских обрядах гостеприимства гость обладает привилегиями перед хозяином независимо от своего возраста и ранга. При рассаживании на торжественном пиру гостям, прибывшим издалека, оказывается предпочтение перед теми, кто живет по соседству. Такое же предпочтение отдается родственникам по материнской линии перед родственниками отца. Нарушение подобных обычаев влечет за собой негативные последствия для нарушителей и воспринимается как проявление невоспитанности, дурного тона, а порой как вызов общественному мнению.

Каждая усадьба имела в своем составе кунацкую – помещение для гостей – мужчин, которая была готова к приему в любое время суток.

Гостеприимство у аварцев – один из самых свято соблюдаемых обычаев. Гостя принимали в любое время дня и ночи, оказывая всевозможное внимание и заботу. Бывало так, что хозяйка собиралась разогревать вчерашний обед, но приходил гость, и она снимала котел с огня, чтобы приготовить новое блюдо.

Правилами гостеприимства были радушие, оказание почестей гостю, сохранение его покоя. Существуют предания о том, как хозяева даже скрывали от гостей, особенно дальних, горе, неприятности, создавали для них благоприятную обстановку, устраивали богатое угощение.

Не принять, не угостить самым лучшим, что есть в доме, считалось позором и унижением.

Кунацкую обставляли лучше других комнат: раскидывали на полу и развешивали по стенам ковры, шкуры зверей, нарядную сбрую, дорогое оружие, бурки, расставлялась по нишам и полкам красивая посуда. Более того, постоянное поддерживание в ней порядка и наличие неприкосновенного запаса лучшей провизии считалось делом чести для хозяина. Если же о предстоящем визите было известно заранее, то гостю устраивали прием по всем правилам аварского этикета. Перед входом в дом гости обязательно отдавали хозяину все свое оружие, кроме кинжала. В этом обряде содержался особый смысл – отныне безопасность гостей хозяин брал на себя.

Поприветствовать гостя приходили родственники, соседи. Угощения заносили, как правило, сыновья или племянники. Если гостю нужна была помощь, хозяин дома и его родственники считали своим долгом всячески помочь ему. К нему приставляли кого-нибудь из младших членов семьи, который должен был выполнять все просьбы гостя.

Молодые женщины семьи считали своим долгом следить за состоянием одежды. Если гость что-нибудь в доме расхваливал, то по традиции хозяин обязан был отдать в дар понравившуюся гостю вещь.

Покидающего дом гостя обычай предписывал одаривать и провожать до пределов селения или даже района. При этом гость не мог отказаться от подарков, однако ему следовало деликатно отказываться от дальних проводов. В таких случаях этикет допускал целое соревнование в учтивости, когда хозяин настаивал на проводах, а гость старался от них отказаться.

Уезжая, гость обязательно приглашал хозяина навестить его, а при следующем посещении селения правила хорошего тона предписывали заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания было равносильно личному оскорблению.

Вис-Хаджи Аслаханов

№ 110 (2544)

Добавить комментарий