«Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь» (А.С. Пушкин)

Удивительно, но некоторые историки считают, что профессия учителя возникла во времена охотников и собирателей, когда старшие поколения передавали охотничьи навыки и знания младшим. Позже с разделением труда появились люди, способные научить определенным навыкам и знаниям в конкретной области. А в XIX веке учителя и воспитатели были на особом положении: родители возлагали на них большую ответственность в воспитании и обучении своих чад, не жалея на это средств.

«Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь»Глядя на сегодняшних педагогов, проводящих уроки в технически оснащенных кабинетах, сложно представить себе их древнего коллегу в одежде из шкур диких животных и с копьем в руке.

На часах 7. 40. Дверь кабинета открывается и в него вливается бушующий поток детской энергии, голос которого невозможно перекричать никому. Первоклашки, подобно бушующей горной реке, врываются в класс, опережая учителя. День только начался — они полны сил и энергии, а потому сейчас они впереди всей планеты. Учительница уже на месте. Она заходит в кабинет вслед за детьми: открыть окна, помочь раздеться и переобуться, опустить стулья.

Так начинается рабочий день учителя начальных классов школы №56 в Грозном Ларисы Казановны.

Сложно сказать, что нужно больше для того, чтобы за считанные минуты подготовить весь класс и саму себя к началу урока: обостренного слуха – натренированного уха, профессионального или жизненного опыта, терпения, ловкости или скорости. Один за другим, перебивая друг друга, дети обступают преподавателя: «Лариса Казановна, Лариса Казановна…».

Быть свидетелем того, как хаос превращается в порядок за считанные минуты, дорогого стоит. Неподготовленному человеку лучше всего занять место в стороне и не путаться под ногами. У детей. Лариса Казановна включает компьютер, готовит к работе проектор, учебники и тетради – все это она делает, глядя на своих подопечных. Что касается ее голосовых связок, то они включились в работу давно: «Ребята, скорее готовимся к уроку. Давайте немного проветрим класс. Мы должны быть готовы к началу занятия. Малика, поправь платочек, проведи ручкой по голове. Ислам! Ислам, подойди ко мне! Амин, заправь рубашку! Хадижа у нас уже готова. Она поправила книжечки, надела платочек и готова начать учиться».

Звонок. Перед учителем стоят дети, выстроившись по обе стороны от парт. Лариса Казановна осматривает класс: «Ну-ка, какой ряд у нас займет сегодня первое место? Тише, ребята, тише. Подняли ручки, собрали шум в кулачок и выбросили! Кто быстрее всех подготовился к уроку?» Тишину нарушают звуки скатывающихся с парт ручек, рассыпавшихся по парте денег на обед. Кто-то продолжает заправляться, кто-то роется в портфеле: жизнь ребенка не подвластна расписаниям. «Здравствуйте, ребята. Первый ряд у нас сегодня занял первое место – они быстрее всех подготовились к уроку. Тихонечко садитесь». Дети с грохотом садятся за парты, и поднимается новая волна шума. Ручки окончательно вышли из под контроля и катятся со стола одна за другой.

— С малышами интересно, — говорит Лариса Казановна, — я никогда не работала со взрослыми детьми, да, кажется, и не смогла бы. С маленькими интересней. Когда они узнают что-то новое, затихают – слушают внимательно. Они делают для себя открытия. И потом, дети же сегодня другие. У них свободы больше, да и условия другие – компьютеры, проекторы, ковер с игрушками.

На протяжении всего дня, пока длятся уроки и стремительно пробегают перемены, бесконечное множество раз слышится «Лариса Казановна, Лариса Казановна, Лариса Казановна…» Что произносят дети после этих слов, слышит только сама учительница.

Открываю словари и ресурсы в сети, чтобы понять, кто такие учителя и когда появилась эта профессия. Первый помощник – словарь Ожегова, весьма краток: учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Википедия более информативна: учитель включает в себя обязанность воспитывать и обучать, при этом первоочередной задачей учителя является именно воспитание, потому что, не имея должного воспитания, знания могут превратиться в зло.

Один из ресурсов называет эту профессию уникальной, вне времени, моды и географии, а сама Лариса Казановна говорит так: «Мне нравится. Малыши, они удивительные. Они все очень разные. У каждого свой характер. Детки, пришедшие после детского садика, свободнее, они быстрее вливаются в коллектив, проявляют себя, меньше стесняются и боятся. Те, которые пришли после домашнего обучения – другие, к ним нужен иной подход: им нужно больше времени для того, чтобы втянуться, освоиться, раскрыться». Скорее всего, времени думать об уникальности своей профессии у Ларисы Казановны не так много. О профессии не думают, профессионалы занимаются своим делом. Даже на переменах в стенах класса или за его пределами не умолкают детские голоса: «Лариса Казановна, Лариса Казановнаааа…».

Присесть учительница смогла только после того, как ушел последний ребенок. На лице усталость, но она улыбается: «Это только кажется, что тяжело. На самом деле, когда ведешь урок, двигаешься, ходишь, устаешь не так как те, кто сидит. Вы, наверное, сегодня очень устали». Педагог улыбается и обводит глазами опустевший класс. Перед уходом дети придвинули стулья к партам, убрали игрушки, собрали карандаши и фломастеры. Вешалка опустела, на столе учителя остались рисунки детей.

Ближе к часу дня Лариса Казановна отправляется в столовую на обед. Сегодня она уже здесь была – приводила школьников на обед. Недолгий перерыв и снова в кабинет – рабочий день еще не окончен. «У нас есть еще административная работа – ведение документации. Если что-то не успеваем, забираем работу домой. Бывает так, что до самого вечера здесь остаемся». Она снова улыбается.

По окончании занятий, казалось бы, можно вздохнуть свободнее: поздороваться с коллегами и что-то с ними обсудить, заглянуть в другие классы и кабинеты, просто отдохнуть. Тем не менее, Лариса Казановна спешит завершить работу. Завтра нужно будет снова прийти чуть раньше, чтобы успеть проветрить класс, помочь собрать ручки с пола, собрать шум в кулачок и выбросить, снять пальто и поправить платок.

Виктория ХАН

Фото автора

№ 33(2467)

 

Добавить комментарий