Родничок

«Родничок», «мои роднички», — так называет учителей родного языка Вера Григорьевна Умалатова, директор гимназии № 3 города Грозного. Родник — источник чистейшей воды, прозрачный ключ, бьющий из недр родной земли. Учитель родного — хранитель и в то же время источник нравственности, культуры народа, кодом которых является язык.

Раиса Адамовна Токаева – заместитель директора по школе полного дня, учитель чеченского языка и литературы – один самых любимых «родничков» 3-й гимназии. Скоро уже 40 лет, как Раиса Адамовна, выпускница Чечено-Ингушского университета отделения русской и вайнахской филологии, переступила порог школы. Согласно записи в дипломе, Р. Токаева – преподаватель русского языка и литературы; чеченского языка и литературы. Русский язык любит и блестяще знает. Но тогда, в 80-х, когда она начинала свою педагогическую деятельность в школе-интернате села Ачхой-Мартан, к чеченскому языку относились, как к чему-то второсортному. Было обидно за великий и родной… С тех пор каждое новое понятие, усвоенное на чеченском языке, каждое правильное произношение, как признается сама Раиса, были для нее медалями. Этими «медалями», считая и все прочие успехи ее воспитанников, » выстлан» почти сорокалетний путь Учителя. И главная задача на этом пути – воспитание настоящих людей, что для Раисы означает, прежде всего, мужественность, «к1онахалла» для ребят и женственность в самом высоком ее понимании – для девочек. Дети, прошедшие через ее руки, отличаются особым стилем поведения, манер.

– Я не люблю урокодателей, – говорит Вера Григорьевна. – Раиса Токаева – Педагог! Просветитель! И в этом все. Я очень ее уважаю за то, что она, как и ее отец, несет культуру людям, учит детей чеченским традициям. Раиса Адамовна по-настоящему любит не только свой предмет, она по-настоящему любит свою Родину и очень болезненно относится к тому, что это кому-то может быть безразлично. Она – человек, влюбленный в свое дело. Если педагог свято не верит в то, что говорит, то никогда не сможет ничего донести до детей. Я отношусь к Раисе очень трепетно. Смотрю на нее – и душа теплеет. Таких чистых людей очень мало. И еще. Мне нравится, что Раиса – борец. Борец за чистоту чеченского языка, чеченской истории, за чистоту намерений.

Отец Раисы Токаевой (его не стало в сентябре этого года. Дала гечдойла цунна!) – известный в республике краевед, историк, заслуженный учитель ЧИАССР Адам Долатов, уже в 27 лет был назначен директором школы села Комсомольское Ачхой-Мартановского района. Вскоре школа стала одной из лучших в республике. За эти заслуги и получил Адам Долатов звание заслуженного учителя. Каждый раз его посылали поднимать отстающую школу. Снова и снова обживались новые места, знакомились с новыми интересными людьми. Их дом всегда был полон гостей. Здесь часто бывали Ахмад Сулейманов, Магомед Сулаев, Валид Дагаев и многие другие литераторы, актеры, ученые. Раиса росла в творческой обстановке, наполненной содержательными, интересными беседами, спорами. Отец фанатично был влюблен в чеченский язык, с пристрастием изучал и пропагандировал его.

– Если во мне и есть что-то хорошее, – скромно отмечает Раиса, – то это от родителей. В семье царил культ чеченского языка, чеченского менталитета. Мама строго следила за этим. У отца была огромная библиотека – он почти всю свою зарплату тратил на книги. Матери самостоятельно приходилось тащить хозяйство. Однажды он подарил мне Энциклопедию художников мира. Я проштудировала книгу от корки до корки и вскоре знала все течения, все художественные школы. А потом наступил счастливый день, когда отец впервые повел меня в музей. До сих пор у меня трепетное отношение к произведениям искусства.

Среди многочисленных грамот и благодарностей Раисы Адамовны есть и такие: «За содействие в проведении мероприятий по поддержке и развитию одаренных детей и молодежи ЧР», «За позитивное отношение к образовательным учреждениям сферы культуры и искусства» от Министерства культуры ЧР. Откуда? На этот вопрос ответила З. Муртазалиева, профессиональный художник, методист по художественному образованию ГБОУ ДПО «Учебно-методический центр повышения квалификации работников культуры и искусства»: «Раиса плодотворно сотрудничает с нами. Любовь к искусству, как и любовь к детям, к детскому творчеству выражается во всей ее педагогической деятельности. Мы часто приглашаем Раису Адамовну на тематические семинары, выставки детского изобразительного искусства. Преподаватели детских художественных школ с интересом перенимают опыт работы с детьми, казалось бы, у непрофильного преподавателя. Но, как говорил гениальный русский педагог и рисовальшик П. Чистяков, хорошо учить – значит, любя, учить, а любя, ничего не скучно делать. В ней много любви к прекрасному, к детям. С ней не скучно. Она – универсально образованный человек. И ее чеченский язык на семинарах по изобразительному искусству, когда речь идет о чеченской живописи, об истории мирового искусства, о детском изобразительном искусстве, великолепен, универсален. Она ломает представление о том, что невозможно передать специальный язык науки и искусства и т.д. на чеченском языке. Можно. Вот за это мы ценим Раису и всегда рады видеть ее у нас в учебно-методическом центре».

Свою увлеченность искусством она передает детям. Раиса Токаева вместе с учениками – частый гость в музеях, знакомит ребят с художниками, организовывает выставки детских рисунков.

Несмотря на любовь к истории, литературе, привитую отцом, Раиса мечтала о профессии юриста. Но для этого надо было выезжать за пределы республики, и Адам Фаргеевич уговорил дочь поступить в родной ЧИГУ на филологический факультет. Здесь Раиса оказалась в одной группе с будущими знаменитостями – Апти Бисултановым, Даудом Байсултановым (недавно, в соавторстве с братом Дадашем вышел его «Фразеологический словарь чеченского языка»), параллельно шли Лула Жумалаева, художник Зарета Муртазалиева, Ганга Эльмурзаева,… Целая волна талантливых и молодых, накатывающаяся вслед за чуть ранее идущими Мусой Бексултановым, Лечей Абдулаевым, Мусой Ахмадовым, Таусом Исаевым, Хусейном Хатаевым… С большой благодарностью хранит Раиса память о преподавателях, незабываемых Викторе Абрамовиче Кан-Калике, Юрии Борисовиче Верольском, Владимире Ильиче Хазане, Александре Владимировиче Очмане, милой «француженке» Антонине Ивановне Капитоновой, о своем кураторе Вахе Тимаеве, Зулай Хамидовой… Думается, эти имена дороги всем филологам, что когда-то прошли эту замечательную школу – Чечено-Ингушский государственный университет.

По окончании вуза Раису Токаеву (тогда еще Долатову) направляют, как уже отмечалось, в школу-интернат в Ачхой-Мартан. Уже на второй год работы молодого специалиста назначают заместителем директора по учебно-воспитательной части. Представлять ее в новой должности приехал тогда весь аппарат районо во главе с Лемой Дадаевым. Затем – новый переезд семьи, на этот раз в Грозный, и городские школы №№ 28,18,13, позднее преобразованная в гимназию №3. …Множество грамот, благодарностей – от руководства школы, глав районных администраций, районо, Парламента республики… как лучшему преподавателю чеченского языка… за воспитание… за 2-е место в конкурсе за лучшее оформление кабинета… Но красноречивее всего о достижениях учителя говорят успехи учеников. Их не перечислить. Разве что некоторых: победители в конкурсах и олимпиадах Асхаб Джабраилов, Мадина Оздарбиева, Салман Мусаев, Лада Муртазова, Амина Шаипова, Камета Шовхалова. И, как следствие, благодарность учеников: «Уважаемая Раиса Адамовна! Выражаем Вам глубокую признательность за …педагогический талант… за душевную щедрость, за то, что помогли поверить в себя, поверить в справедливость … Вы умный, талантливый, неповторимый, преданный учитель… С уважением, ученики 11-х классов». И так из года в год.

– Раиса очень красиво себя несет. Глядя на нее, хочется выпрямиться. Почерк ее воспитания особенно заметен в детях. Они отличаются от других, – рассказывает коллега Раисы Токаевой, учитель химии, замдиректора по учебно-воспитательной работе Зарема Магомедовна Музаева. – Раиса – очень порядочный человек. У нее это на лице. Как отражение внутренней чистоты. Она – патриот своего языка, Родины. Мудрая женщина. И мудрость эта идет от знания корней своего народа. К ней всегда можно обратиться за советом. В своем ответе Раиса обязательно приведет чеченскую поговорку, пословицу. Правда, которую она говорит человеку только в глаза, не ранит. Просто становится стыдно. Замечания свои тоже преподносит очень тактично, в форме совета. Ну и, конечно, высочайшее знание своего предмета. Ей не нужно напрягаться, чтобы держать в классе дисциплину. Раису Адамовну слушают, затаив дыхание. Она умеет поддерживать интерес все 40 минут урока. По этой же причине и с занятий никогда не сбегают.

Автор этих строк впервые увидела Раису Токаеву на праздновании Дня чеченского языка в гимназии. Очень красиво организованное мероприятие с живой музыкой. Ребятишкам на сцене аккомпонировали профессиональные музыканты. С юмористической сценкой выступили актеры театра Нурадилова. «Умело используют близость театров», – подумалось мне, зная, что драмкружок в школе ведет народная артистка ЧР Асет Муртазалиева.

Очень интересные, полезные вещи говорили приглашенные гости – поэты Шаид Рашидов, Абу Уциев… Одно из множеств мероприятий Раисы Токаевой, наряду с творческими вечерами, выставками, походами в музеи, экскурсиями… Потом слово взяла сама Раиса Адамовна. Я слушала ее, как зачарованная. «Говорит, как пишет», – пришло в голову. Не всякий мастер пера так владеет устной речью. Чистая, богатая лексикой, с глубоким смыслом чеченская речь звучала, как бы избитым и пафосным не казалось такое сравнение, как музыка. Тембр голоса, тон, стройность предложений, словно апрельский ручеек, ласкали слух. И изумительная пластика – изящество в каждом движении.

Раиса Токаева вырастила двух дочерей и сына. Сын Имам – студент юридического факультета ЧГУ. Дочери Лаура и Хава окончили пединститут, факультет истории и права. Старшая Лаура работает в этой же гимназии вместе с мамой. Лаура Хамзатовна – победитель республиканского конкурса «Молодой педагог» (2-е место). Педагоги в третьем поколении. Династия.

Мы сидим в кабинете Раисы Адамовны, воспользовавшись «окном» в ее плотном графике. Я прошу рассказать ее о себе, а она снова и снова говорит о своем отце, о творчестве Магомета Мамакаева, о том, какой замечательный сын у Арби Мамакаева – Эдуард Мамакаев, включает монитор над классной доской, демонстрируя видеозаписи выступлений Валида Дагаева, Султана Магомедова, читает стихи Абузара Айдамирова…

Оценочный критерий в отношении людей у Раисы Адамовны проявляется через призму знания чеченского языка, верности этикету, присутствия чеченского духа.

– Я всегда восхищаюсь Рамзаном Кадыровым. Он – единственный руководитель такого ранга, который с гордостью говорит на своем родном языке на любом уровне. Рамзан – отличный сын, отличный брат, отец. И это отношение к близким он из своего микромира несет в народ, – говорит Раиса. – А Вера Григорьевна, – продолжает Раиса Адамовна. – не являясь носителем чеченского языка, она очень бережно к нему относится. Вера Григорьевна здоровается только на чеченском и обижается, если ее приветствуют не на этом языке. Она уважает себя. Она – чеченская сноха, уважает свой выбор.

И снова любимые строчки из «Даймехкан косташ»(«Заветы Отчизны») М. Мамакаева: «Хало т1ех1оьттинчохь стогаллех хьо валахь, Хьайн мехкан сий лардан ахь хьайн дог кхоадахь, Хьомечу хьайн ненан юхь-сибат ахь дицдахь, Ша – Даймохк – къинт1ера бера бац», – боху цо»…

Она читает, а у меня в голове настойчиво повторяющийся вопрос: Адам Долатов в строгие советские времена, в свои 40 лет, получил звание «Заслуженный учитель ЧИАССР». Его дочь, Раиса Токаева, 40 лет преданно служившая школе, отмеченная бесчисленными благодарностями, грамотами, воспитавшая в своей семье двух педагогов, этого звания еще не удостоена. Почему?

Облик этой светлой, скромной женщины и все, что они вынесли в жизнь благодаря ей, всегда помнят ее бывшие ученики. И ценят нынешние. А в их лице и Отчизна.

Роза Цакаева

№ 11 (2445)

Добавить комментарий