Вотчина искусств

В зале погас свет, вокруг воцарилась тишина. В этот момент плавно разошлась ширма, и в ярком свете на сцене перед взором немногочисленных зрителей предстала обычная деревенская картина: плетень, горшки, висящие верх дном, убеленные сединами старики с четками, сидящие на лавочке. Только в роли дедушек и бабушек выступают совсем юные артисты, учащиеся школ Курчалоевского района
Когда на сцене начинаются действия, диалоги, игра юных актеров так и пленит сельского зрителя, он невольно начинает сопереживать за героя. На сцене обсуждается насущная проблема, известная как столкновение интересов поколений, отцов и детей. Как бы там ни было, старики, как и во все времена, выступают в качестве консерваторов, учат подрастающее поколение житейским премудростям. И они всегда правы, в любом случае, зритель полностью на их стороне, так как они советуют идти по праведному пути, завещанному нам Всевышним и предками, так считает завуч Курчалоевской школы искусств Макка Дудаева. Она вот уже второй год работает вместе со своей сестрой Маликой Эртхановой. Нужно отметить, обе сестры — мастера своего дела, прекрасные специалисты и недаром их пригласили возглавить районную школу искусств. Хочу сразу отметить, раньше в Курчалоевском районе никогда не было подобной школы, поэтому ее открытие здесь явилось знаковым событием, большим подарком для детей.
Дети и педагоги настолько увлечены своей работой, так что старшая из сестер попросила младшую Макку побеседовать с корреспондентом, на что та с удовольствием согласилась. Общий педагогический стаж Макки — 34 года, 27 лет проработала в Гудермесской третьей школе, 5 лет — в ДДТ, и вот теперь, как говорит Макка, волей судьбы оказалась здесь в Курчалое.
— Я знаю, вас интересует наша работа в целом. Мы не ставим цель готовить из детей артистов, актеров театра, это они сами потом будут решать. Мы учим детей красиво, содержательно, грамотно говорить.
— Скажите, пожалуйста, — перебиваю я собеседницу, — вы можете научить детей ораторскому искусству? Например, ярко выступать, как Председатель Парламента нашей республики Дукуваха Баштаевич?
— Да, безусловно, у этого человека есть огромный талант, он показывает пример великолепного искусства выступления перед широкой аудиторией. Не могу обещать, что нам удастся воспитать такого яркого оратора, как Дукуваха Абдурахманов, но мы будем стараться. Я знаю, жителям республики всегда приятно слушать его великолепную речь, ведь он на любых мероприятиях, встречах, перед известными людьми страны всегда произносит зажигательную речь, так что он не оставляет равнодушным никого. Нужно отдать должное, у него природный дар, врожденный талант, он несравненный оратор.
Вы знаете, когда мы набираем детей, мы не смотрим на их способности, умеют ли они танцевать, петь, играть на сцене. Мы принимаем подряд всех желающих. У нас в школе театральное направление, хореографическое, по декоративно-прикладному искусству и т.д. Обычно дети приходят с родителями, в основном, с мамой. Есть дети, которые из года в год остаются в выбранном им отделении и постигают, скажем так, азы театрального искусства, им это очень нравится. Придя один раз в наш театр, нельзя его не полюбить. В любом человеке живет актер, ведь мы в жизни все актеры, и каждый в этой жизни играет свою роль. Как говорил Вильям Шекспир: «Мир театр, а люди в нем актеры». Если раньше в нашем народе не приветствовалась работа актера, сегодня ситуация изменилась, родители, наоборот, хотят устроить свое чадо на театральное отделение. Почему? Потому что здесь идет работа над развитием речи. Развитая речь помогает ребенку в учебе, в дальнейшей жизни. Излишняя стеснительность, скованность уходят на второй план и это, безусловно, помогает ему в учебе.
На плановые районные мероприятия мы готовим специальную программу, в котором принимают участие представители всех направлений нашей школы. Поскольку у нас начальные классы, мы пока не обращаемся к классике. Используем произведения из детского журнала «Ералаш» и «Стела1ад». Что-то берем из методичек, в основном, сами пишем тексты для мини-сценок. Со второго полугодия мы планируем обратиться к классике, наши воспитанники уже будут к этому готовы. Мне близок «Тарас Бульба», хочу поставить на сцене хотя бы отрывок из этого произведения. А когда они в школе будут изучать данное произведение, это будет для них подспорьем. Они уже будут знать его. Они проникнутся любовью к героям данного произведения, я в этом уверена. Также хотим поставить «Муму».
— Надеюсь, вы обращаетесь и к произведениям чеченских авторов?
— Ну конечно! В нашем репертуаре много сценок, поставленные на сюжетах произведений наших известных писателей, таких, как Муса Ахмадов, Жамалди Махмаев, Муса Бексултанов, Сайд-Хамзат Нунуев, Усман Юсупов и многих других авторов. На День чеченского языка, на День чеченской женщины мы брали сюжеты из произведений перечисленных писателей. Наша программа, посвященная Дню учителя, была высоко оценена, мы были отмечены дипломами. Кстати, у нас в Курчалоевском РДК, где мы располагаемся, есть танцевальный ансамбль «Турпалхо», в настоящее время мы намереваемся открыть танцевальную студию. Наш хореографический ансамбль выступал за пределами нашей республики, дети становились лауреатами многих фестивалей, так что, у нас есть достижения и мы полны решимости приумножать их.
В апреле прошел фестиваль «Маленькие горцы» в Махачкале, где наши дети из хореографического класса показали «Дагестанский танец», «Молодежный танец» и были отмечены дипломами. Это был региональный фестиваль. Право представлять нашу республику было поручено нашему ансамблю «Турпалхо».
Макка тепло отзывается об администрации Курчалоевского района. Благодаря руководству района им вот уже второй раз сшили национальную одежду, и без их помощи они не смогли бы представлять не только родной район, но и республику, как было недавно в Дагестане.
Макка сильно любит свою работу, и она не представляет себя без нее. Именно любовь к детям привела ее в образовательную школу, теперь продолжает учить детей в школе искусств — она от этого получает огромное удовлетворение и удовольствие. «От учителя зависит многое в воспитательном процессе, — сказала она в завершение нашей беседы, — учитель не должен просто так уходить, отработав свои часы. Он должен вкладывать душу и сердце в ребенка, ведь в мире немало примеров, когда благодаря учителю дети всю свою жизнь связывали с избранным в детстве путем и становились великими спортсменами, учеными, педагогами».
Есть в Курчалое такая прекрасная детская школа искусств, где прекрасные педагоги детей вводят в мир искусств, в мир знаний, и в этом святом деле они много успели сделать и продолжают трудиться во благо будущего нашего народа. Благодаря таким преданным своей работе учителям мы получаем прекрасное поколение, многие из которых становится гордостью села, района и республики.

Анзор Давлетукаев

Добавить комментарий